Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Светооператор в театре

Осветитель: незаменимый специалист для кино, ТВ и театра

В мире немало творческих и технических профессий. Однако ещё больше таких, где творчество и техническая подкованность пересекаются. Особенно их много в сфере театрального искусства, на телевидении, в кинопроизводстве: звукорежиссеры, операторы, монтажеры – всё это творческие работники с серьезными познаниями в технике.

Сюда же стоит отнести ещё одну востребованную профессию – осветителей, или специалистов по правильной расстановке освещения.

Суть работы осветителей

Итак, из названия специальности понятно, что осветитель или по-простому световик – это сценический рабочий, который отвечает за работу освещения на съемочной площадке. Основная задача – выставление нужного света в соответствии с творческим замыслом режиссера.

Такие специалисты незаменимы при организации концертов, праздников, на телевидении, в театральных постановках. Опытные осветители могут организовывать собственное световое шоу.

Часто также осветитель разрабатывает схему освещения совместно с остальными работниками сцены, но, как правило, задачу ему ставят режиссер и главный оператор. Нередко осветителю приходится в одиночку монтировать всё оборудование, а затем разбирать его. Впрочем, на больших мероприятиях осветитель, как правило, работает с помощниками.

Обязанности осветителя на площадке:

Погрузочно-разгрузочные работы и упаковка светового оборудования;

Монтаж софитов, кабелей, стоек и прочего оборудования, а затем его демонтаж;

Обслуживание приборов освещения (протирка линз, проверка исправности кабелей, смазка штативов, замена ламп освещения и т.д.);

Починка сломанного оборудования;

Изготовление аппаратов для световых эффектов;

Выставление приборов по световой партитуре и управление ими во время постановки, спектакля, музыкального концерта;

Расстановка освещения и управление командой осветителей;

Программирование сложных схем освещения и их переключение с компьютерного пульта.

Как видим, обязанностей у специалиста хватает. При этом их количество по мере набора опыта только возрастает.

Нередко осветителю приходится работать на открытом воздухе, если речь идет о выездных концертах, фестивалях или съемках на натуре.

Подобная работа предполагает постоянный контакт с людьми творческих профессий (музыкантами, режиссерами, актерами), участие в репетициях и ненормированный рабочий день. Одним словом, у осветителя масса обязанностей и довольно напряженный график. Зарабатывают они чаще всего, исходя из количества отработанных часов (числа спектаклей, концертов, съемочных дней).

Практически всегда осветителям приходится выполнять работу электриков, подсобных рабочих и грузчиков. Особенно, если речь идет о небольшом театре или частной студии.

Часть специалистов предпочитают вообще не трудоустраиваться официально, а зарабатывать на фрилансе. Услуги осветителей востребованы при организации, например, детских праздников, городских концертов, а нередко и крупных фестивалей.

Начинающий осветитель вряд ли может рассчитывать на собственные контракты – скорее всего ему доверят лишь вспомогательные работы. Однако опытный специалист вполне может дорасти до художника по свету, наработать клиентскую базу и таким образом зарабатывать себе на жизнь. Опять-таки заработок осветителя на фрилансе напрямую зависит от количества заказов, предполагает постоянные разъезды в любое время дня.

Опытный световик может устраивать собственные световые шоу, выступать на международных фестивалях. Это вершина карьеры специалиста, которая гарантирует ему стабильную прибыль и заработок. Однако до таких вершин ещё предстоит дорасти.

Требования к навыкам световиков

Чтобы успешно работать осветителем, требуется немало технических познаний, а также творческая жилка.

Во-первых, нужно отлично разбираться в электротехнике и принципах работы осветительных приборов. Во-вторых, уметь всё это вовремя починить, быстро настроить, вовремя перенести на нужное место и включить. В-третьих, следует понимать, как то или иное освещение влияет на художественный замысел постановки, концерта или фильма. А здесь, как ни крути, нужен эстетический вкус и понимание замысла режиссера.

Нередко в технической бригаде во время постановки работает целая бригада осветителей, так что очень важны их скоординированные действия и четкое выполнение команд.

Очень важны для техника-осветителя такие качества как:

Художник-технолог по сценическому свету

Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.

В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», — говорил Рабиндранат Тагор.

Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.

Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:

  • верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
  • боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
  • выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
  • горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
  • специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.
Читать еще:  Что такое оператор call центра

Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.

В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.

В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:

  • перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
  • номера световых программ;
  • режим освещения и затемнения;
  • сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
  • цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.

Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
  2. Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.

Минусы

  1. Ненормированный рабочий день
  2. Ночной образ жизни
  3. Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Место работы

Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.

Важные качества

  • богатое художественное воображение;
  • умение рисовать и работать руками;
  • хорошее цветовосприятие;
  • эмоциональность;
  • внимание к деталям;
  • постоянное стремление к профессиональному росту.

Обучение на художника-технолога по сценическому свету

  • Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова
  • Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
  • Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
  • Белгородский государственный институт культуры и искусств
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
  • Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
  • Казанское Театральное Училище специальность «Светорежиссура»
  • Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»

Оплата труда

Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.

Зарплата на 19.03.2020

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету — это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.

Читать еще:  Оператор эвм википедия

Интересные факты

История возникновения сценического света

Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее — газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.

Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).

Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.

Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.

Современное световое оборудование

Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.

Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.

Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.

В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:

  • лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) – осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
  • стробоскоп–прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
  • пушка–прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
  • лазерные лучи
  • световой пол
  • ультрафиолетовые светильники
  • генераторы дыма, тумана, снега
  • имитатор или генератор пламени и многое другое.

Кто такой светорежиссер и светооператор: его отличия, роль и функции

В подготовке технической части мероприятия очень важно не только разделять понятия светорежиссера и светооператора, но и понимать функционал каждого из них. На первый взгляд может показаться, что это один и тот же человек, но на самом деле это не так и более того, эти люди чаще всего не взаимозаменимы. Да, иногда встречаются проекты, на которых светорежиссер исполняет функцию светооператора, но чтоб светооператор на 100% заменил светорежиссера – большая редкость. Давайте разберем эти два термина подробнее:

светооператор

Это лицо, ответственное за работу светового оборудования на площадке. Он относится к производственно-техническому персоналу. Основной его задачей является управление световым пультом и создание алгоритма воплощения творческих задумок художника по свету. Он должен знать устройство световых приборов и уметь их использовать для достижения поставленной задачи.

светорежиссер, он же художник по свету

Это человек, создающий атмосферу и настроение мероприятия в строгом соответствии его формату. Его задачей является создание целого визуального образа и постановка освещения.

Принимать решение о привлечении того или иного специалиста на свой проект стоит исходя из понимания задач, которые перед вами стоят и масштаба проекта. Если задачей является настройка статичного света или применение несложных световых комбинаций, то вполне можно обойтись услугами светооператора. Как правило у этого специалиста есть достаточно заранее прописанных заготовок, которых вам будет вполне достаточно, чтоб придать атмосферность мероприятию. Но, если же речь идет о световом шоу или концерте, где каждый отдельный номер требует индивидуальной постановки света, который является неотъемлемой частью постановки, то услугами светооператора, увы, не обойтись. Нужно привлекать светорежиссера, который заранее прослушает каждый номер и поможет ему обрести новый формат донесения до зрителя. Даже самый простой и на первый взгляд не совсем удачный номер, может зажить новой жизнью и восприняться зрителем на ура! Светорежиссер, как волшебник, может свершить невозможное и расставить акценты для зрительского восприятия.

Читать еще:  Оператор эв и вм должностные обязанности

Сегодня на рынке, мы очень часто сталкиваемся с проблемой наличия грамотных и компетентных светорежиссеров именно из-за подмены понятий. Очень часто на старте проекта светооператор дает гарантии, что сделает все как нужно. Но, когда доходит до реализации, мы понимаем, что совершили ошибки и наши ожидания не оправданы.

Как понять, что специалист является не только оператором света, но и светорежиссером?

Очень часто мы думаем, что большую роль играет возраст. Возраст = опыт. Реальность показывает обратное. Светорежиссеры более раннего поколения работают по старинке и не хотят, а иногда и не могут приспособиться к тому, что техника шагнула намного вперед. Им хватает спроса на их услуги, что демотивирует к развитию. Они заполняют свою нишу потребителя и выдают старое за новое. Не все конечно, но таких специалистов предостаточно. Новое поколение уже обучалось на новом программном обеспечении, на новых возможностях приборов и иногда имеет даже больше опыта, потому что работает на более глобальных проектах.

Итак, признаки грамотного светорежиссера: он обязательно запросит у вас сценарий мероприятия, полную информацию о площадке, где оно будет проводиться, а также фонограммы, которые будут использоваться на нем. Более того, он пропишет вам весь свет заранее для каждого отдельного сюжета в специальной программе, создаст световую партитуру и пришлет его в виде видеоролика. Это поможет вам на берегу оценить возможности данного специалиста и убедиться в том, что ваше видение совпадает. Конечно, здесь важным моментом является бюджет вашего мероприятия. Не каждый сможет позволить себе привлечь на событие двух отдельных специалистов. Поэтому, если у вас уже есть специалист, который может совместить в себе функции двух человек и дает результат, который вас устраивает, то такого специалиста нужно беречь, потому что, еще раз повторим, что на сегодняшний день их очень мало.

Менеджер проектов STYLE PROJECT

Светооператор

Должностные обязанности. Создает сложные световые эффекты с комплексным применением всех видов осветительной техники, включая приборы с цифровым программным управлением и сканирующие устройства. Создает и записывает световые партитуры на компьютерных пультах или персональном компьютере под руководством режиссера-постановщика. Организует и руководит работами по сборке, монтажу, подвеске, коммутации и подъему модулей световых конструкций, осветительных приборов, силовых и тиристорных установок с цифровым или аналоговым управлением. Поддерживает требуемые параметры работы осветительной аппаратуры при помощи контрольно-измерительных приборов. Участвует в работе по модернизации действующего осветительного оборудования. Освещает сцену во время мероприятий и репетиций в соответствии со световой партитурой. Упаковывает и транспортирует световую сценическую аппаратуру при выездных работах. Осуществляет монтаж, демонтаж осветительной аппаратуры по простым операторским схемам света. Распределяет осветительную аппаратуру по фазам силовых кабелей. Выполняет профилактический осмотр и осуществляет профилактический ремонт осветительной аппаратуры. Выявляет и устраняет неполадки в работе приборов. Выполняет подготовительные работы по обслуживанию осветительной аппаратуры, в том числе промывку линз, протирку приборов, шторок, тубусов, установку приборов на штативы.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций культурно-досугового типа; основы свето- и цветоведения; правила действия систем осветительной аппаратуры; устройство, правила эксплуатации применяемых электроизмерительных и контрольных приборов, применяемых грузоподъемных механизмов; основы и способы построения светового пространства; световые и цветовые параметры осветительной аппаратуры; правила сборки и монтажа осветительной аппаратуры, осветительного модуля; специальные программы освещения; правила пользования персональным компьютером, световыми компьютерными пультами и сканирующими устройствами; основы электроники; современные технологии управления светом; назначение и правила пользования грузоподъемными механизмами; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, техническое) и стаж работы не менее 2 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Светооператор» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция светооператора, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×