Повышение квалификации оператор эвм
Обучение на оператора ЭВМ (электронно-вычислительных машин)
Данная профессия появилась в государственном реестре менее двадцати лет назад. Однако, несмотря на свою молодость, она является одной из самых распространенных и востребованных в современном мире. Практически все сферы деятельности, от банков до обучающих центров и магазинов на данный момент не могут нормально функционировать без помощи оператора ЭВМ.
Второе название таких специалистов – операторы ПК (персональных компьютеров). В стандартные должностные обязанности сотрудников входит получение и ввод разнообразной информации в электронные базы данных, контроль и координация работы с электронной документацией, обработка и передача материалов с помощью локальных связей или при помощи возможностей сети Internet.
Объем и специфика информации, с которой работают специалисты, зависит от сферы деятельности конкретной компании. Материалы могут передаваться и заноситься не только в текстовых и цифровых форматах, но также в аудио- и видеофайлах, зашифрованных кодах и т.д. На данный момент оператор ЭВМ также часто имеет дело с локальными и общедоступными соцсетями, публикуя и модерируя информацию, которая размещена на официальных страницах фирмы или сообщества.
Выбирая курсы оператора ЭВМ, важно удостовериться в том, что их программа предполагает овладение следующими навыками:
- Комплексное и всестороннее знание и умение работать с программами: Microsoft Office, OpenOffice.org.
- Умение свободно пользоваться возможностями Internet, а также понимание принципов работы приложений.
- Базовые навыки в работе с графическими редакторами: Corel Draw, Adobe Photoshop, GIMP.
- Владение скоростным набором вслепую.
- Базовые знания в области работы глобальных и локальных компьютерных сетей.
- Навыки обращения со вспомогательными устройствами: ксероксом, принтером, сканером и т.д.
Курсы обучения на оператора ЭВМ в МПЦ Феникс
Многопрофильный Центр «Феникс» осуществляет набор на курсы оператор ЭВМ. Учащимся здесь может стать любой желающий, достигший 18-ти летнего возраста и не имеющий серьёзных медицинских противопоказаний к занятиям деятельностью такого рода. Центр имеет государственную образовательную лицензию, поэтому по окончании курса все студенты получают удостоверение установленного образца. Обладатели этого документа могут быть официально трудоустроены как в государственном секторе, так и в частные компании.
Еще одним позитивным фактором курсов оператора ЭВМ в МПЦ «Феникс» является возможность не только очного, но и дистанционного обучения, что очень удобно для работающих людей. Благодаря инновационной педагогической методике, внедренной в нашем центре, и опытным грамотным преподавателям, такая форма образования является не менее эффективной, чем очная.
Образование в Многопрофильном Центре «Феникс» — это не только получение базовых знаний в той или иной области, но и близкое знакомство с прогрессивными технологиями, новыми компьютерными программами, редакторами и кодами. Мы помогаем нашим студентам в трудоустройстве, а также оказываем всестороннюю поддержку даже после окончания курсов.
Варианты трудоустройства после окончания обучения по профессии оператора ЭВМ
Оператор ЭВМ – профессия, востребованная во всех сферах. Так, данные специалисты постоянно требуются:
- в банковский сектор;
- страховые компании;
- торговые и промышленные предприятия;
- издательства;
- рекламные фирмы;
- государственные учреждения;
- компании по созданию компьютерных программ и приложений;
- учебные центры;
- архивы.
В зависимости от сферы деятельности компании, оператор должен обучиться специфическим навыкам, что будет очень просто после курсов оператора ЭВМ в МПЦ «Феникс».
«Программа переподготовки оператор ЭВМ»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Директор ______________ Н.Н Ильянова
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ
16 199 «Оператор ЭВМ»
Преподаватель: Савчук М.А
1. Общие положения
Нормативную правовую основу разработки профессиональной образовательной программ (далее — программа) составляют:
— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
— Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 N 367) (Должности служащих) (ред. от 18.07.2007);
— Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
— Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 (ред. от 21.08.2013)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
Организация-разработчик : Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия «Многопрофильный колледж»
Савчук М.А, мастер п/о.
учебного центра профессиональной квалификации
__________________ Н.В Шевцова
Зам. директора по УПР
_____________ О.А Ломакина
1.1. Требования к слушателям
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ о получении среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования.
1.2.Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы 360 часов при очной форме подготовки.
2.Характеристика подготовки
Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результатов подготовки.
Основная цель подготовки по программе – прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве оператора ЭВМ в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессиональной подготовки рабочих
16199 «Оператор ЭВМ»
Срок обучения – 2,5 месяца
Всего часов за курс обучения
Аппаратное и программное обеспечение
Введение в операционную систему MS Windows
Подготовка документов в текстовом редакторе MS Word
Графический редактор MS Paint
Создание мультимедийных презентаций MS Power Point
Компьютерные программы векторной графики
Электронные таблицы MS Excel
Работа с Интернет
4. Оценка качества освоения профессиональной образовательной программы.
Оценка качества освоения профессиональной образовательной программы включает текущий контроль и итоговую аттестацию.
Текущий контроль и итоговая аттестация проводится образовательным учреждением по результатам освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Формы и условия проведения текущего контроля и итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. Аттестационной комиссией проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных компетенций в соответствии с согласованными работодателями критериями, утвержденными образовательным учреждением.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, образовательным учреждением выдается свидетельство установленного образца.
5. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КУРС
5.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
предмета «Основы информатики»
Информация, ее основные свойства
Классификация информационных технологий по сферам применения.
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение.
Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Информация и информационные процессы
Передача информации между компьютерами. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров
Представление информации в различных системах счисления. Виды программного обеспечения компьютеров.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Общие ресурсы в сети Интернет.
Сведения по информатике и вычислительной технике .
Информация: понятия, виды, способы представления, меры, порционность, единицы измерения. Системы счисления.
Информатизация: перспективы, определение, инструментарий.
Информационные технологии: определение, инструментарий.
Вычислительная техника : история появления и развития, основные этапы и направления, область применения.
Гигиена и охрана труда: Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах. Режим рабочего дня. Гигиенические требования к рабочей одежде. Пожарная безопасность: причины возникновения пожаров. Меры и средства пожаротушения. Нормы и правила электробезопастности.
Программное обеспечение: история развития, термины, определения, состав, структура. Смена версий программного обеспечения: назначение, периодичность.
Системные, служебные, прикладные программы: основные понятия. Интерфейс: определение, типы, характеристики.
Архивация данных : Архивы и архивирование: назначение, термины, определения. Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна, команды. Архивация и разархивация файлов: основные правила, этапы, последовательность.
Работа в локальных компьютерных сетях : основные этапы, последовательность. Предоставление доступа к ресурсам компьютера.
Передача информации по локальной сети. Использование полного сетевого доступа. Работа с передачей данных по локальной сети. Блокировка и разблокировка доступа к локальной сети.
Подключение к Интернету . Подключение к Интернету. по коммутируемым телефонным каналам. Настройка соединения.
Работа с электронной почтой . Настройка почтовой программы Outlook Express.
Работа в почтовой программе Outlook Express . Создание учетных записей.
Путешествия по Всемирной паутине. основные этапы, последовательность, правила приема, особенности. Работа в среде браузере Internet Explorer .
Создание Web -сайтов, Web -страниц с гиперссылками и графическими объектами..
Использование языка разметки гипертекстовых документов НТМ L .
5.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
предмета «Аппаратное и программное обеспечение»
Электронно-вычислительные машины (ЭВМ).
Память ЭВМ. Микропроцессоры и сопроцессоры.
Устройства ввода информации. Клавиатура.
Устройства вывода информации.
Дисковая операционная система.
Графическая операционная система Windows .
Компьютерная графика. Мультимедиа.
Текстовый процессор Microsoft Word .
Компьютерная презентация PowerPoint
Электронная таблица Excel .
Электронно-вычислительные машины (ЭВМ): назначение, применение, классификация, типы, поколения ЭВМ, перспективы. Значение и место ЭВМ в автоматизированных системах управления. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Архитектура ЭВМ: определение, основные сведения. Типы архитектур. Принцип открытой архитектуры.
Структура ЭВМ: понятие, схема, взаимодействие основных устройств. Системная плата: функции, технические характеристики, исполнение, типовые элементы и узлы, взаимосвязь.
Память ЭВМ : типы, структура и организация. Принципы хранения информации. Внутренняя память: функции, структурная схема, особенности построения. Устройства внутренней памяти: виды, свойства, параметры, характеристики, взаимосвязь. Внешняя память: типы, параметры, материалы накопителей, правила использования.
Микропроцессоры и сопроцессоры : основные характеристики, назначение. Способы обмена информацией. Контроллеры, шины, порты: назначения и основные сведения.
Устройства ввода информации. (клавиатура, мышь, трекбол, джойстик): разновидности, типы, функции, устройство, принцип работы, способы управления, правила эксплуатации
Клавиатура: основные методы и приемы работы. Функции, основные блоки клавиш, варианты клавиатурные комбинации.
Устройства вывода информации: (мониторы, принтеры, диски): виды, классы, назначение, принцип действия, эксплуатация. Устройства внешней памяти (приводы накопителей на магнитных, оптических, магнитооптических дисках): типы, параметры, принцип действия. Дисководы и диски, их взаимодействие.
Дополнительные устройства ввода-вывода и обработки информации: (планшет, сканер, факс-модем, стример): назначение, основные функциональные узлы, применение. Магнитные накопители сверхбольшой емкости: параметры, использование.
Программное обеспечение: история развития, термины, определения, состав, структура. Смена версий программного обеспечения: назначение, периодичность.
Системные, служебные, прикладные программы: основные понятия. Интерфейс: определение, типы, характеристики.
Операционные системы (ОС): определение, типы, структура, функции. Взаимодействие пользователя с ОС. Файловые системы ОС: термины, определения. Утилиты ОС: виды, назначения, свойства.
Дисковая операционная система MS — DOS : основные сведения, функциональные возможности, состав, структура. Правила работы в MS — DOS . Файлы: типы, функции. Основные команды: категория, классификация, способы ввода.
ОС класса Windows : виды, возможности, сходства и различия, требования. Пользовательский интерфейс: общие сведения.
Программы-оболочки NC : виды, версии, характеристики, назначения, преимущества, недостатки, возможности, правила и приемы работы, перспективы. Интерфейс: структура. Основные команды.
Графическая операционная система Windows : виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам. Пользовательский интерфейс Windows : общие сведения. Рабочий стол и панели: назначение, правила работы с ними. Основные команды меню и диалоговых окон. Программы Windows : разновидности, функциональные возможности. Справочная система: способы получения.
Архивация данных : Архивы и архивирование: назначение, термины, определения. Программы-архиваторы: разновидности, свойства, основные режимы работы, диалоговые окна, команды. Архивация и разархивация файлов: основные правила, этапы, последовательность.
Компьютерная графика : назначение, применение, основные средства, перспективы. Графические программы: разновидности, назначение, применение, свойства, область применения. Графические пакеты: виды преимущества, недостатки. Графические форматы: типы.
5.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
предмета «Автоматизация производства»
Цель, задачи и роль дисциплины в подготовке рабочих по профессии 16 199 «Оператор электронно-вычислительных машин», междисциплинарные связи.
Цель и задачи автоматизации производства.
Различие между понятиями «автоматизация» и «механизация», виды автоматизации, уровни автоматизации. Необходимость внедрения новейших технологий для производства любой продукции.
Что такое «управление», основные виды систем управления, виды обратной связи, построение систем автоматического управления, регулирования и контроля.
Назначение и виды датчиков, их роль в схемах автоматики. Назначение электрических датчиков, в системах автоматического регулирования.
Использование системы «Интернет». Основные виды исполнительных механизмов, их использование в системах автоматического управления и регулирования.
Автоматизация производства процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. А. п. — основа развития современной промышленности, генеральное направление технического прогресса. Цель А. п. заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства. Различают А. п.: частичную, комплексную и полную.
Частичная А. п., точнее — автоматизация отдельных производственных операций, осуществляется в тех случаях, когда управление процессами вследствие их сложности или скоротечности практически недоступно человеку и когда простые автоматические устройства эффективно заменяют его. Частично автоматизируется, как правило, действующее производственное оборудование. По мере совершенствования средств автоматизации и расширения сферы их применения было установлено, что частичная автоматизация наиболее эффективна тогда, когда производственное оборудование разрабатывается сразу как автоматизированное.
6 . Профессиональный модуль
6.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
предмета «Введение в операционную систему MS Windows »
Введение. Основные понятия Операционных систем (ОС).
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (340ч)
В наш век интенсивного развития компьютерных технологий человеку сложно без компьютерных навыков даже в повседневной жизни. Также сегодня существует ряд должностей, где умение грамотно и продуктивно взаимодействовать с электронно-вычислительными машинами является неотъемлемой частью профессионализма и основным требованием при трудоустройстве. Оператор ЭВМ – профессия, которая только на первый взгляд кажется простой. На практике к специалисту обычно предъявляются повышенные требования и поэтому базовых навыков, полученных на школьных уроках информатики или в быту, может быть недостаточно. Оператору ЭВМ необходимо разбираться как в программном, так и в аппаратном обеспечении компьютера, уметь работать с различными базами данных и разными видами информации, актуальны сегодня навыки по созданию сайтов и работе в сети Интернет. Получить эти и другие навыки в короткий срок можно в ав тономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки».
Эта программа для вас, если вы.
- Интересуетесь всем, что связано с компьютерами и оргтехникой.
- Усидчивый, внимательный и ответственный человек.
- Видите своё профессиональное будущее в мире компьютерных технологий.
Программа курса оператора ЭВМ реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 3,5 месяца (340 часов).
Цели и задачи курса
Целью курса обучения является всесторонняя подготовка будущих операторов ЭВМ для работы в различных сегментах экономики – на производстве, в коммерческой отрасли, в информационно-коммуникационной сфере и др. Задачи курса – сформировать у Слушателей расширенные компетенции в области работы с компьютером и аппаратным обеспечением, научить различным способам обработки информации посредством применения прикладных компьютерных программ.
Программа даст ответы на вопросы:
Методы обучения
Вы будете обучаться дистанционно, что само по себе уже отличная тренировка навыков обращения с ЭВМ. Вы можете пользоваться собственным ПК или мобильным устройством, ваше преимущество в полной свободе выбора места и времени для занятий. Вы удивитесь, сколько скрытых возможностей заключено в привычном компьютере! Читайте лекции, смотрите видео и медиафайлы, общайтесь с преподавателями на онлайн-вебинарах. Именно вебинары – главное отличие в методах обучения E-Learning, они позволяют создать эффект присутствия и заменить живое общение.
Результат обучения:
- Вы – квалифицированный оператор ЭВМ, компетентный в вопросах как аппаратного, так и программного обеспечения компьютера.
- Вы обучены работать с различными операционными системами и базами данных;
- Вы владеете современными технологиями обработки текстов, звуковой, визуальной, числовой, графической информации.
- Вы можете создавать веб-страницы и сайты.
Ваши перспективы
Операторы ЭВМ – одна из самых универсальных и востребованных специальностей. Это – превосходное решение, чтобы начать работу параллельно с продолжением обучения. Непосредственно по завершению курса, получив свидетельство, вы можете рассчитывать на должность оператора ЭВМ, секретаря, менеджера в таких компаниях как банки, магазины и склады, промышленные фирмы, IT-организации, архивы, call-центры и многие другие.
Требования к Слушателям:
На программы профессионального обучения принимаются совершеннолетние граждане.
Для поступления гражданам Российской Федерации необходимо предоставить:
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство (паспорт).
- Заявление.
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.
© 2012-2020, АНО ДПО «УрИПКиП»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону
Учебный план программы профессионального обучения по профессии рабочего 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
Срок обучения: 14 недель.
Общая трудоемкость, в акад. час.
Работа обучающегося в СДО, в акад. час.
Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
Практи-ческие занятия и тести-рование
Аппаратное обеспечение компьютера
Программное обеспечение компьютера. Операционные системы
Техническое обслуживание компьютерных систем. Работа с базами данных
Технологии обработки текстовой информации
Технологии обработки числовой информации
Обработка аудио и графической информации
Создание мультимедийных презентаций и обработка видео файлов
Использование ресурсов компьютерных сетей. Технологии создания веб-страниц и сайтов
Кто такой оператор ЭВМ
Современный оператор ЭВМ – это универсальный офисный сотрудник версии 2.0, продвинутый пользователь компьютера, обладающий навыками работы с разными операционными системами, программным обеспечением, оргтехникой, разбирающийся в документоведении, бухгалтерии и азах кадрового менеджмента. Зачем сразу столько умений? Чтобы справляться со всеми профессиональными обязанностями, предусмотренными по должности.
История профессии
Профессия оператор ЭВМ появилась в середине XX века, когда были изобретены первые устройства, способные в секунду выполнять большое количество операций по обработке информации. Прототипы таких аппаратов использовались в Германии и США с 1939 года, но первый гражданский компьютер ЭНИАК был создан американцами в 1946 году. В Советском Союзе «сверхвычислитель» МЭСМ представили в 1950 году.
Операторы ЭВМ в то время должны были обладать глубокими познаниями в радиоэлектронике, физике и математике, чтобы обслуживать габаритные устройства, занимавшие целые комнаты. С усовершенствованием персональных компьютеров термин «электронно-вычислительная машина» был почти полностью вытеснен из обихода и используется только в некоторых юридических документах.
Описание профессии
В общероссийском классификаторе профессии «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» присвоен код 16199. Она относится ко 2–4(5) ступени квалификации рабочих специальностей. Если нанимателю нужен сотрудник 2–3 разряда, то он может не предъявлять требований к наличию стажа, а образования достаточно среднего при условии хорошего владения компьютером.
Кстати, профессия называется «оператор ЭВ и ВМ» из-за того, что понятие «вычислительная машина» довольно широкое. Устройство, производящее вычисления, может быть не только цифровым, но и аналоговым или комбинированным, поэтому в нормативной базе используется именно такая формулировка, хотя на практике должность уже давно носит название «оператор ПК».
На каких специальностях лучше учиться
Обучение ведется в средних профессиональных учебных заведениях по нескольким специальностям укрупненной группы «информатика и вычислительная техника»:
- мастер по обработке цифровой информации;
- автоматизированные системы обработки информации и управления;
- вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
- информационные системы.
Некоторые колледжи занимаются подготовкой секретарей для руководителей организаций и в учебный курс включают раздел «Оператор электронно-вычислительных машин».
Экзамены для поступления в колледж сдавать не нужно: зачисление проходит по конкурсу аттестатов.
Лучшие ссузы и курсы для обучения
Учреждения среднего профессионального образования, в которых можно получить специальность «оператор ЭВМ», есть почти в каждом городе страны, в последнее десятилетие многие из них стали структурными подразделениями университетов или заключили партнерские соглашения с вузами. Благодаря такому подходу выпускники после получения диплома СПО на льготных условиях могут поступать в высшие учебные заведения для дальнейшего обучения.
Специалистов с квалификацией «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» выпускают несколько десятков ссузов, например:
- Технологический колледж № 21 (г. Москва) расположен в Восточном административном округе столицы. При учреждении действует центр содействия трудоустройству выпускников.
- Техникум радиоэлектроники и информационных технологий им. А. В. Воскресенского (г. Ижевск) выпускает операторов ЭВМ, специалистов направления «компьютерные системы и комплексы». По этим же профилям организовываются электронные дистанционные курсы.
- Прибалтийский судостроительный техникум (г. Калининград) готовит кадры для предприятий и организаций области. Ссуз заключил партнерские соглашения с рядом предприятий региона, которые высоко ценят уровень преподавания в учебном заведении и охотно берут на работу его выпускников.
- Уфимский многопрофильный профессиональный колледж на коммерческой и бюджетной основе очно готовит квалифицированных специалистов для работы на ПК. Также здесь можно получить диплом по прикладной информатике или обеспечению безопасности автоматизированных систем.
- Колледж Метростроя (г. Санкт-Петербург) выпускает специалистов по направлению «оператор ЭВ и ВМ», которые могут работать с информацией, знают мультимедиа, компьютерные сети и графику.
Многие осваивают необходимые навыки работы с вычислительными машинами, не поступая в ссуз, а оканчивая курсы оператора ЭВМ. В России есть множество учебных центров, где можно получить требующиеся для трудоустройства знания:
- Академия АйТи открыла филиалы почти в двух десятках российских городов. На курсах для пользователей ПК все желающие могут освоить самые распространенные программы, такие как Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Access за 4–6 тысяч рублей. Партнеры обучения – крупные IT-компании, такие как Huawei, Cisco, Oracle и др.
- УЦ «IT-курс» поможет получить навыки работы с рядом популярных приложений на уровне продвинутого пользователя, обучит быстрой печати, информационной безопасности и делопроизводству на ПК. Здесь же есть программы подготовки секретарей.
- Международная компьютерная академия «ШАГ» работает с 1999 года и имеет 55 филиалов в 18 странах мира. Ее деятельность поддерживается Autodesk, Cisco и Microsoft. Здесь могут учиться дети и взрослые, выпускники получают официальный сертификат.
Обучение в хороших техникумах и колледжах, а также на курсах отличается от вузовского меньшим количеством теории и большим упором на практику. Многие, хорошо зарекомендовав себя на стажировках, остаются работать в фирмах-партнерах обучения.
Обязанности на работе
Оператор электронно-вычислительных машин на рабочем месте выполняет такие функции:
- подготовка компьютера и другой оргтехники к работе;
- обработка и расшифровка информации и ввод ее в ПК через разные каналы связи;
- передача данных по локальным сетям или электронной почтой;
- систематизация, форматирование, запись сведений на носители;
- актуализация баз данных;
- набор текста, оцифровывание, распечатка и тиражирование информации;
- поиск нужных сведений в Интернете;
- построение графиков и таблиц.
Специалист по работе с ЭВМ должен знать:
- принцип действия персонального компьютера и технику безопасности при его использовании;
- способы обработки и ввода информации, в том числе мультимедийной;
- основы работы с самыми распространенными программами (Microsoft Office, OpenOffice, 1С, Outlook);
- как создаются таблицы, диаграммы, слайд-шоу и презентации;
- азы настройки ПК под внешние устройства (принтер, сканер, проектор, ксерокс);
- технику поиска информации в Интернете;
- алгоритмы размещения информации в базах данных и на веб-сайтах.
Конкретные обязанности указываются в должностной инструкции и зависят от места работы. Чаще всего операторы ЭВМ трудятся в таких сферах:
- Медицина. В учреждениях здравоохранения требуется систематизировать амбулаторные сведения о пациентах, вести учет поступления медикаментов, готовить письма в различные государственные и лечебные заведения.
- Бухгалтерия и банковский сектор. В крупных компаниях специально выделенный сотрудник занимается вводом и упорядочиванием финансовой информации, формированием списков и ведомостей.
- Торговля. В магазинах и на складах нужны специалисты, которые ведут учет первичной документации, готовят ведомости, накладные, расходные ордера, вносят новую продукцию в базу данных и кодируют ее.
- Средства массовой информации. Набор текстов для последующей верстки, подготовка рекламных вставок в теле- и радиопередачи.
Также оператор электронно-вычислительных машин может трудиться в государственных органах и сфере обслуживания. Секретарь руководителя муниципальных организаций и бизнес-структур сейчас просто обязан владеть компьютером хотя бы на среднем уровне. Многие работодатели, остро нуждающиеся в кадрах, обучают новичков на курсах за счет компании.
Кому подходит
Профессия оператора ЭВМ одинаково хорошо подходит женщинам и мужчинам любого возраста, главное – обладать определенным набором личных качеств, в который входят:
- ответственность и высокий уровень исполнительности;
- хорошая память и аналитические способности;
- внимательность и скрупулезность;
- грамотность;
- готовность к длительной однообразной работе;
- умение быстро переключаться с одной операции на другую;
- способность хранить в тайне конфиденциальную информацию;
- усидчивость;
- общительность.
К плюсам профессии можно отнести высокие шансы легко трудоустроиться в различных сферах деятельности, реальность варианта удаленной работы и ее совмещения с учебой. На должность оператора ЭВМ вполне может претендовать человек с ограниченными возможностями здоровья.
Минусы – монотонность работы (даже в самых интересных сферах деятельности), негативное влияние излучения от монитора на зрение, проблемы с позвоночником и боли в шее от долгого нахождения в неподвижном положении.
Сколько получают
Оператор электронно-вычислительных машин в России в среднем зарабатывает от 15 до 25 тысяч рублей в месяц. При этом размер дохода зависит не только от квалификации сотрудника, но и от сферы деятельности и конкретной организации, в которой он занят. В Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах платят больше, чем в провинции, где желающих найти работу обычно больше, чем вакансий.
Как построить карьеру
Многие, особенно молодые люди, рассматривают профессию оператора ЭВМ в качестве стартовой площадки к более квалифицированному труду. И действительно, обладая хорошими навыками работы с ПК, можно пройти дополнительные курсы и освоить профессии программиста, верстальщика, веб-разработчика. Чтобы занять руководящую должность, потребуется получить в вузе образование менеджера.
Перспективы профессии
Специалисты по работе с персональными компьютерами еще долго будут востребованы на рынке труда, но рассчитывать на высокий доход не приходится. Набирающий популярность вариант с удаленной занятостью хорош для молодых мам, студентов или начинающих сотрудников. В целом же, это рабочая специальность, поэтому для того чтобы была возможность прокормить семью, нужно дополнительно учиться, специализируясь на конкретном направлении и достигая в этой области профессиональных высот.