Igro-zon.ru

Работа и жизнь
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К каким наукам относится менеджмент

Менеджмент — что это такое простыми словами

1 мин

Менеджмент – что это такое? Какое направление человеческое деятельности называется подобным образом? Какие задачи приходится выполнять людям, задействованным в этой сфере? Кто такой – менеджмент компании? На эти вопросы и будет дан в статье развернутый ответ.

Менеджмент — что это такое простыми словами

«Менеджмент» является очень широким и многосмысловым понятием. В данном случае подразумевается:

  1. Способ и манера общения с людьми.
  2. Умение и административные навыки для организации эффективной работы аппарата организации.
  3. Власть и искусство управления.

Менеджмент является многопрофильной деятельностью

Дополнительная информация : учёные и практики не достигли единых взглядов относительно сути менеджмента.

Выделяют три основных направления движения научной мысли:

  1. Менеджмент является профессией, ориентированной на практическое использование наработок. Главным здесь является наличие реального результата, обеспечивающегося опытом.
  2. Менеджмент — это процесс достижения целей организации с помощью других людей. Главное в этом – искусство общения и управления.
  3. Менеджмент – процесс принятия рациональных решений. Главное задание – поиск оптимальные управленческих подходов для преодоления существующих вызовов с помощью системы научных знаний и математических моделей.

Необходимо уметь донести цели и задачи рядовым сотрудникам

Руководящая деятельность может быть направлена на поддержание работы предприятия, реализацию товаров на национальном рынке или ВЭД. Вот что такое менеджмент простыми словами.

История развития менеджмента в мире

Попытки осмыслить эту дисциплину берут своё начало с IX века до н.э. Хотя самые простые формы управления были ещё в первобытном обществе. Правда, тогда вопросы руководства решались коллективно. Первая управленческая система (в современной понимании) была сформирована в Египте.

Древнегреческие мыслители внесли весомый вклад в осмысление процесса управления. Так, Сократ считал, что наиболее важное – это нужные человек, занимающий правильное место. По Платону управление является главным элементом жизнеобеспечения общества. Аристотель доказывал, что руководство необходимо для специализации в социуме.

Важно : действительно активное развитие менеджмента началось с наступлением индустриального периода. На этом этапе произошло зарождение четкой системы. Было необходимо новое знание, чтобы подстраиваться под меняющиеся условия (ручной труд заменялся машинами).

Начали активно появляется различные течения и новые взгляды на вопросы управления. Приобретённые знания переносят с одной организации на всю экономики. Рубеж XIX–XX веков отличился возникновением действительно крупных предприятий. Это потребовало новых разработок и систем управления.

XX век оказался богатым на различные события, которые, в свою очередь, поспособствовали активизации научных изысканий. Возникло школ и направлений, пытающихся дать ответ на вопрос, что такое менеджмент, были разработаны различные математические модели, создавалась научная база, выводились средние закономерности, актуальные для большинства участников рынка. В ХХІ веке изыскания продолжаются.

Основные задачи менеджмента

Этот вид деятельности предусматривает работу над:

  1. Организация процесса создания товаров и услуг с использованием имеющихся ресурсов и учетом спроса со стороны потребителей.
  2. Стимулирование работников к наилучшим результатам деятельности посредством введения привлекательной системы оплаты и условий труда.
  3. Поиск ресурсов и источников их снабжения.
  4. Разработка и реализация стратегии развития.
  5. Определение целей организации.
  6. Создание системы мероприятий, направленной на достижение намеченных целей.
  7. Осуществление контроля.

Менеджмент в малом бизнесе

Что означает менеджмент для небольших предприятий? Буквально всё:

  1. Следует обладать большой гибкостью, предвидеть события, приспосабливать деятельность организации к постоянно меняющимся условиям.
  2. Авторитет руководителя в малом бизнесе зависит от профессиональных и личных качеств.
  3. Для выполнения задач важно уметь формировать эффективные рабочие группы.
  4. Руководитель работает с подведомственными сотрудниками как с группой, а не отдельными личностями.
  5. Приходится заботиться об авторитете, чтобы обладать влиянием на сотрудников.
  6. Следует уметь обучать и развивать работников.
  7. Менеджмент отвечает за результаты работы и создаваемую в коллективе атмосферу.

Менеджмент на предприятии

Говоря об разномасштабных организациях, выделяют:

  1. Неорганизованное управление. Оно соответствует уровню малого предприятия, на котором работает до 20 человек. Специальное управленческое подразделение отсутствует. Руководящая функция выполняется на элементарном уровне.
  2. Организованное управление. Наблюдается на предприятиях с численностью персонала от 21 до 100 человек. Предусматривается наличие руководящего подразделения, организовывающего всю структуру.
  3. Научно-обоснованное организованное управление. Наблюдается на предприятии, численность работников которых превышает отметку в 100 человек. В таких коммерческих структурах создаются хорошо организованные профессиональные управленческие подразделения. Это позволять минимизировать издержки и максимизировать эффект.

Методы и уровни менеджмента

Рассматривая все о менеджменте, нельзя обходить вниманием отдельные нюансы и аспекты. А именно – что делает менеджмент, как приходится добиваться выполнения поставленных задач и учитываемые моменты деятельности. В первую очередь об используемых методах:

  1. Экономические. Являются системой приемов и способов оказания влияния на исполнителей, построенной на соизмерении затрат и результатов. В качестве рычага влияния используется заработная плата и премирование. Выделяют государственную (налоги, ссуда, дотации) и рыночную регуляцию (конкуренция, распродажа, спрос, понижение цены), а также внутреннее организационное направление.
  2. Административные. Методы прямого действия, носят директивный характер обязанностей, основываются на власти, ответственности, дисциплине и принуждении. Выделяют организационные (проектирование, регламентирование, нормирование) и распорядительные (приказы, команды, инструкции и рекомендации).
  3. Социально психологические. Строятся на использовании моральных стимулов. Примеры – убеждение, внушение, личный пример, моральное поощрение.

Уровни зависят от конкретных условий труда. Они реализовываются в следующем порядке:

  1. Нижний уровень управления. Здесь сосредотачивается непосредственное руководством деятельностью исполнителей. Менеджмент этого уровня обеспечивает выполнение оперативных планов и решений среднего звена. Типичные должности — это мастер смены, начальник участка и тому подобное.
  2. Средний уровень управления. Менеджмент обеспечивает создание и воплощение оперативных планов, реализацию решений сверху. Управленцы этого уровня обладают широкой свободой действий, но они должны обеспечить достижение поставленных им целей. Типичные должности: начальник цеха (отдела), директор филиала, декан, управляющий региональным сбытом.
  3. Высший уровень управления. Менеджмент занимается формированием цели, политики и стратегии действий предприятии. Они решают самые важные вопросы, как-то: выпуск новых изделий, освоение рынков, взаимоотношения с конкурентами и государством, развитие организации сейчас и в будущем. Типичные должности – генеральный директор, заместители руководителя.

Основные виды менеджмента в современном мире

Зависимо от специфики деятельности выделяют следующие функциональные области:

  1. Управление персоналом. Обеспечивается развитие кадрового потенциала организации. Отбирается и формируется персонал для решения поставленных задач, решаются вопросы деловой карьеры.
  2. Стратегический менеджмент. Выявляет и создаёт долгосрочные конкурентные преимущества организации, позволяющие комфортно себя чувствовать в условиях внешней среды.
  3. Риск-менеджмент. Предусматривает принятие определённых действий соразмерно возможным опасностям при осуществлении деятельности.
  4. Управление организационными знаниями. Обеспечивается формирование и развитие доступных и используемых интеллектуальных ресурсов.
  5. Производственный менеджмент. Управляет всеми отношениями и процессами, происходящими в организации, задействованными в создании товаров или услуг.
  6. Инновационные менеджмент. Обеспечивает управление разработкой и внедрением различных нововведений, позволяющие приобрести организации долгосрочную конкурентоспособность.
  7. Финансовый менеджмент. Обеспечивает управление финансами.
  8. Менеджмент качества. Следит за показателями создаваемой продукции и занимается инструментами их повышения.

Советы для персонального менеджмента

Кто такой менеджмент и чем он занимается уже было рассмотрено. А как же добиться высот в этом деле? На этом сложном пути помогут стать лучше и больше зарабатывать следующие советы:

  1. Развивайте лидерство и силу убеждения. Постоянно самосовершенствование – это хорошо знакомый принцип для успешных людей. Нельзя достичь прогресса, если не заставлять себя преодолевать ранее достигнутую планку результатов.
  2. Следует задавать тон взаимоотношений, иначе это сделают другие.
  3. Излишне частое использование слов ведёт к потере их смысла. Следует задумываться об форме, содержании и глубинном значении.

Как стать по-настоящему успешным менеджером — что для этого нужно

Чтобы профессия позволяла осуществлять и реализовывать амбиции, следует в деятельности придерживаться таких правил:

  1. Быть дисциплинированным. Когда приходится самостоятельно работать, не ощущая над собой руководства со стороны другого человека, многие расслабляются и трудятся на полсилы. И хотя эта тактика в краткосрочной перспективе и обладает рядом плюсов, для долгосрочного продвижения по карьерной лестнице она не подходит. Каждый культурный человек должен быть пунктуальным и не позволять себе опаздывать или вообще забывать о договоренных встречах. Придётся научиться вставать рано, а также целый день работать в интенсивном ритме. Не лишним будет использовать ежедневник для исключения неприятных последствий, связанных с забытыми встречами, деловыми контактами, поручениями и идеями.
  2. Будьте уверены в своих силах. И чем раньше человек начнёт развивать в себе это свойство, тем лучше. От этого зависит очень многое – какую зарплату попросит себе соискатель, принимаемые экономические решения (и доля риска в них), в конце концов – то, как держится каждый из нас, показывает окружающим человеческую сущность и меняет отношение других людей.
  3. Постоянно учиться. Когда цель – это добиться серьезных высот, общительности и позитивного отношения мало. Постоянно следует изучать то, что пригодится (или потенциально может помочь) в будущем. Увы, но всё, что нужно, не сможет дать ни одно, даже самое лучшее образование из ВУЗа. Следует постоянно собирать информацию по крупицах, чтобы использовать её себе во благо.
  4. Разбираться в психологии. Необходимо уметь направить сколько угодно людей в какое нужно русло. Причем часто в срочном порядке. Мотивировать и организовать сотрудников помогает хорошее знание психологии. Социальные навыки и умение располагать к себе – это часть специальности, такая же, как и принятие выгодных решений для организации.
Читать еще:  Виды менеджеров по направлениям деятельности

Заключение

Вот и рассмотрено определение, что значит менеджмент, его роль в организации, методы и уровни деятельности. С этой информацией можно успешно сдавать экзамены. Увы, на практике без опыта, имея только одну теорию, будет сложно. Но на вопросы про менеджмент, кто это, чем занимается – читатель сможет ответить без проблем.

Менеджмент организации в системе наук

Важнейшими особенностями менеджмента организации как науки являются следующие:

1. Междисциплинарный характер знания, представленного в менеджменте организации. Менеджмент организации сформировался и развивается на стыке различных облас­тей знания – социологии, теории организации, психологии, права, кибернетики, теории систем и иных общественных, естественных и технических наук.

2. Практическая направленность менеджмента организации. Научные результаты, полученные в этой области знания, всегда находят применение в практике, не требуя промежу­точных стадий исследовательской работы, связанных с по­иском сфер их практического использования и внедрения.

3. Обусловленность проблематики менеджмента организа­ции потребностями повышения эффективности совмест­ной деятельности людей в рамках социальных организа­ций, а также новыми социальными идеями, получающими распространение в обществе (связанными с экологией, об­разом жизни, отношениями между странами, между раз­личными конфессиями и т.д.).

4. Двойственность источника формирования и развития ме­неджмента организации. С одной стороны, это собственно научно-исследовательская деятельность, а с другой – на­учное обобщение практического опыта руководства орга­низациями.

Целью менеджмента организации как науки является пре­одоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей в составе организации, в частности:

Ø между потребностью в совместной деятельности людей в составе организации и наличием у них личных мотивов и целей различной направленности;

Ø между целями организации и тенденциями изменения ок­ружающей среды, а также разнообразными новыми соци­альными идеями;

Ø между увеличением размерности решаемых организацией задач и требованием снижения издержек на управление;

Ø между новыми технологиями, используемыми в политике, экономике, культуре и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в составе организации, а также ограничениями, связанными с физическими воз­можностями человека;

Ø между высокой социальной ответственностью руководи­теля и наличием у него негативных качеств, подверженно­стью его негативным состояниям и т.д.

Различные аспекты проблем управления находятся в сфере научных интересов представителей различных отраслей зна­ния — экономистов, юристов, психологов, социологов, филосо­фов, математиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфичным для соответствующей науки (экономики, юрис­пруденции, психологии, социологии и т.д.). При этом достиже­ния соответствующей науки используются применительно к конкретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем практика управления организациями требует соединения ре­зультатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специального изучения, с тем чтобы их можно было применить для эффективного разрешения кон­кретной управленческой ситуации. Этим и занимается само­стоятельная наука, изучающая общественные отношения опре­деленного типа, а именно – отношения управления.

Поскольку отношения управления являются общественны­ми отношениями, то и изучающий их менеджмент организа­ции относится к общественным наукам наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изу­чения управленческих проблем результатов и методов естест­венных и технических наук.

Для доказательства истинности своих положений и воз­можности их практического использования науке управления организацией необходимы эксперименты, восприятие челове­ком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По это­му критерию менеджмент организации относится к числу эмпирических (опытных) наук, в противоположность фор­мальным наукам, таким как математика, которые основыва­ются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.

Менеджмент организации является преимущественно прикладной наукой, так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой дея­тельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько по­знавательных, сколько социально-практических проблем. Этим менеджмент организации отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых – познание за­конов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.

Объект исследования (человеческие организации и объе­динившиеся в составе этих организаций для совместной дея­тельности люди) определяет принадлежность менеджмента организации к числу конкретных (предметных) наук. Други­ми примерами конкретных наук являются биология, астроно­мия, геология, которые изучают вещи в целом, агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их эле­ментах. В отличие от конкретных наук абстрактные (отвле­ченные) науки (логика, математика) выделяют путем абстрак­ции и исследуют отдельные свойства, стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними.

Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях, менеджмент организации выступает как теория систем, в то время как ряд наук представляют собой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).

Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере менеджмента организации, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, политология, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъ­ектов управления), такие как физиология, психология, меди­цина. Весьма близки к менеджменту организации по своему предмету науки, изучающие определенные виды обществен­ных отношений, складывающихся в процессе управления ор­ганизацией — это, прежде всего, экономические, правовые, ор­ганизационные науки.

В целях анализа взаимодействия различных наук при изу­чении проблем управления выделим следующие группы опе­раций (функций) управления:

Ø определение целей деятельности организации;

Ø поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, об­работка, хранение информации;

Ø анализ ситуации и обстановки с использованием имею­щейся информации;

Ø выработка и принятие управленческого решения;

Ø организация исполнения решения.

Определение целей деятельности организации, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достиже­ния философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особое значение при этом имеет методологическое знание.

В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хране­ние информации, участвуют следующие отрасли знания: ин­форматика, информационные технологии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражаю­щие специфику сферы деятельности организации (например, экономические науки). Важное значение здесь имеет фор­мальная методология, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры научного объяснения, описание фор­мализованных методов исследования, исследование типоло­гии систем знания и т.д.

Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, тео­рии вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику сферы деятельности организации.

Изучение процессов выработки и принятия управленческо­го решения ведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика, психология, право. Особое зна­чение при этом имеет содержательная методология, которая охватывает, в частности, структуру научного знания, схемы объяснения, принятые в науке, структуру и состав научных методов, условия и критерии научности и т.д.

Читать еще:  Бриллиантовый отдых менеджмента национального перестраховщика

В области организации исполнения решения весьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспек­та менеджмента организации: педагогика, психология, социо­логия, право, теория организации, информационные техноло­гии, валеология, экономические науки и т.д.

Менеджмент в системе экономических дисциплин, основные функции курса

Менеджмент как учебная дисциплина включается в качестве обязательного федерального компонента в учебные планы подготовки управленческих кадров высшей квалификации для рыночной экономики по специальности «Экономика и управление».

Менеджмент как научная дисциплина относится к системе экономических наук. В этой системе выделяют три основные группы (подсистемы) экономических наук:

• общие экономические науки, изучающие производственные отношения в общетеоретическом и историческом плане (экономическая теория, экономическая история, история экономических учений);

• специальные экономические науки, рассматривающие отдельные стороны (функции) производственных отношений и их существенные черты на макро-, мезо– и микроуровне экономики (менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, экономический анализ, экономика труда и др.);

• отраслевые экономические науки, которые изучают особенности производственных отношений в отдельных отраслях и суботраслях национальной экономики, закономерности и тенденции конкретной отрасли (экономика отрасли, экономика предприятия или фирмы), организация и управление предприятием, а также менеджмент, маркетинг. Менеджмент следует относить как к специальным, так и отраслевым экономическим наукам – в зависимости от объекта изучения. Например, менеджмент профессионального образования изучает управление производственными отношениями в процессах воспроизводства человеческого капитала, подготовки интеллектуальной и трудовой его составляющих. Подготовка высокообразованной, квалифицированной рабочей силы является одной из первостепенных задач менеджмента в профессиональном образовании и его непосредственной функцией.

В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следующие основные функции в системе профессионального образования, которые позволяют лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических дисциплин:

1) научная функция. Формируя основные понятия и закономерности хозяйственной деятельности в системе профессионального образования, менеджмент позволяет теоретически осмыслить и практически освоить сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием рабочей силы;

2) познавательная функция. Менеджмент помогает осмыслить закономерности управления экономикой, разобраться в сложных взаимосвязях различных экономических процессов в сфере подготовки кадров для национального хозяйства;

3) прогностическая функция. В менеджменте в процессах принятия решений важное значение имеют экономические прогнозы и вероятностные показатели (в частности, для совершенствования структуры подготовки кадров), тенденции и направления научно-технического прогресса, варианты экономического роста и т. д.;

4) практическая функция. Познав закономерности развития экономических процессов в системе профессионального образования, менеджмент определяет пути реализации экономических идей, инновационных технологий в образовании.

Реализация основных функций менеджмента осуществляется в единстве с развитием и использованием экономических, естественных, математических, технических, педагогических, психологических, юридических и социальных дисциплин.

1.3. Методологические основы дисциплины «менеджмент»

Курс «Менеджмент» – это учебная дисциплина, поэтому к нему неправомерно предъявлять такие же требования, как к соответствующей области экономической науки. Учебный курс включает также вопросы, не имеющие прямого отношения к данной науке, обычно с рассмотрением хозяйственных ситуаций в качестве иллюстраций и аргументацией теоретических положений. Учебный курс содержит понятийный аппарат и методологию, которые обязательно присутствуют в данной области науки и в учебной дисциплине.

Методология – это учение о научном методе познания, принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. Научное познание ставит своей целью проникнуть в сущность процессов и явлений и в их взаимосвязи, раскрыть и научиться использовать причины и источники развития этих процессов и явлений.

В менеджменте как науке используются следующие методы научного познания: наблюдение объекта исследования, сбор, обработка и изучение полученной информации об объекте исследования посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, комплексного и системного подходов, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, моделирование в логических и математических формах. Эти методы широко применяются и в других науках – гуманитарных, естественных и технических.

Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т. е. освобождение представлений о предмете и объекте исследования от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, нахождение в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному.

Логика курса должна содержать в себе ответ на вопрос, при каких условиях действительны высказываемые положения. Эти условия всегда характеризуются ограниченностью ресурсов для производства материальных и нематериальных благ, поэтому в процессе изучения курса должен быть получен ответ на следующие вопросы: что? как? для кого?

Следовательно, цель и задачи курса «Менеджмент» – выработка у будущего менеджера конкретных знаний и практических навыков, позволяющих управлять трудовой деятельностью персонала посредством системы мотивации труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, структурировать деятельность других людей, управлять организацией. Знать основные положения и практический инструментарий менеджмента необходимо каждому специалисту.

Базируясь на основных положениях макро– и микроэкономики, кибернетики, психологии, философии и педагогики, курс «Менеджмент» служит основой для изучения ряда прикладных дисциплин, которые являются приложением основных его положений к отдельным элементам и всей системе управления организацией.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте термин «менеджмент» в различных трактовках.

2. Раскройте содержание термина «менеджмент».

3. Дайте определение термина «менеджмент».

4. Согласны ли вы с определением термина «менеджмент», приведенным авторами учебника?

5. Назовите функции менеджмента.

6. Каковы методологические основы изучения дисциплины «Менеджмент»?

7. Раскройте взаимосвязь дисциплины «Менеджмент» с другими дисциплинами экономического цикла.

Билет №2. Системная модель менеджмента. Субъект и объект управления. Виды менеджмента.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 724 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Кто такой менеджмент и чем он занимается

Что такое менеджмент простыми словами? Понятие «менеджмент» берёт свои истоки от английского слова Management. Слово «менеджмент» обладает достаточно ёмким значением и имеет широкий смысл, который подразумевает управление, руководство, администрирование. Причём не только государством, предприятием, организацией, но и, в первую очередь, персоналом, то есть людьми. Такое значение мы придаем этому слову в современном мире, хотя принцип менеджмента исторически зародился ещё в далёкие древние времена, ведь издавна люди стремились к созданию структур управления разнообразного рода деятельности и управления социумом.
Итак, что такое менеджмент — определение: управление ресурсами с применением методов планирования, организации, координирования, мотивации, контроля и анализа этих ресурсов для достижения поставленных целей.

Наука и практика менеджмента

Чтобы ответить на вопрос: менеджмент — что это? Нужно научиться искусству менеджмента, правильно понимать и выполнять необходимые шаги по управлению. Ведь менеджмент — это целая наука, база знаний, позволяющая объединить и систематизировать для основ качественного управления психологию, статистику, экономику, информатику и прочие науки.
Изначально менеджмент развивался в направлении по управлению производственными процессами, позже появилось направление по управлению человеческим поведением.

Менеджмент представляет собой, с одной стороны, теоретическую дисциплину, развивающую стратегию и тактику, с другой стороны — практическую деятельность по эффективному распределению материальных, интеллектуальных и человеческих ресурсов.

Менеджмент подразумевает различные термины и аспекты, объединённые между собой в единое целое.

  1. Управленческий процесс трудовой деятельности, направленный на решение конкретных задач, путём непрерывного выполнения цепочки шагов и действий, приводящих к поставленной цели.
  2. Разнообразные способы управления, объединённые в единый процесс: создание прогнозов, координирование, стимуляция деятельности, командование, контролирование и аналитика.
  3. Управляющая структура, занимающаяся деятельностью предприятия, организации, группы людей, страны (государства).
  4. Научная теория по руководству персоналом и изучающая проблемы управления им. Изучение поведенческих реакций и психологических типов людей, оперативное управление, в условиях стрессовых ситуаций.
  5. Искусство управления различными материальными и нематериальными ресурсами: интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, людскими, в целях получения прибыли от производственной деятельности.

Что понимается под субъектами и объектами менеджмента?

Субъектами менеджмента выступают менеджеры – руководители компании разного уровня. Они занимают управленческие должности, которые позволяют им принимать решения, касающиеся разнообразных направлений деятельности предприятия.
Объекты менеджмента представляют собой непосредственно то, кем или чем управляют менеджеры: производством, сбытом, финансами, персоналом. Эти объекты имеют структурную иерархию внутри предприятия, разделяясь на подразделения начиная от рабочего места и заканчивая целым предприятием.

Читать еще:  Должностная инструкция менеджера по продукту

Каковы функции и методы менеджмента?

В процессе деятельности на всех уровнях структуры предприятия происходят последовательные стадии управления, которые отражаются непосредственно в функциях менеджмента. Основные из них подразумевают:

  • построение целей;
  • создание плана деятельности;
  • организацию работы;
  • контроль её выполнения.

Кроме того, ещё существуют группы функций по мотивации и координации, группы социально-психологические и психологические. Все группы образуют общую систему, но в то же время дополняют друг друга.
Методы менеджмента разделяются по видам:

  • экономические (регулирование деятельности организаций на государственном уровне, регулирование рынка);
  • административные, воздействующие на дисциплину и ответственность;
  • социально-психологические, связанные с моральным стимулированием персонала.

Определяя сложившуюся обстановку внутри одного предприятия, менеджер, как правило, сочетает и применяет различные методы.

Что такое менеджмент организации?

Современная компания требует наличия в своём штате специалистов по управлению её деятельностью с помощью менеджмента организации. Собственно это непосредственное управление организацией, предприятием, использование ресурсов организации для достижения поставленных целей, путем осуществления функций менеджмента.

Кто такой менеджмент, и чем он занимается?

Специалист, занимающийся управлением на предприятии, в компании, — это руководитель, профессиональный менеджер. Он обязан владеть соответствующими знаниями и навыками управления. Существует 3 категории менеджеров, отличающиеся по уровню руководства и находящиеся в непосредственном взаимодействии:

  • высшее звено или топ-менеджеры, они находятся во главе, управляют предприятием, корпорацией либо состоят в органах власти;
  • среднее звено, менеджеры, управляющие линейными руководителями и подчиняющиеся топ-менеджерам;
  • низовое звено или линейные руководители, управляющие исполнителями и подчиняющиеся среднему звену.

С целью повышения производительности и увеличения рентабельности предприятия, руководитель управляет исполнителями либо руководителями низшего звена, дав подчинённым конкретные указания в работе. Но, чтобы дать верное указание, руководителю необходимо иметь научные знания, опыт в отработке производственных процессов, он должен досконально понимать суть вопроса. В противном случае пользы от такого управления не будет, напротив — вред и убытки.


Основная цель менеджера — наладить и организовать слаженность работы для эффективного функционирования как внешних, так и внутренних её элементов.

Цели и задачи менеджмента

Существуют глобальные и локальные задачи, влияющие на суть менеджмента компании. Глобальные заключаются в общих тенденциях развития предприятия. Локальные задачи предприятия ориентируются на глобальную цель :

  • развивать компанию, сохранив свою рыночную нишу, а также находить расширение возможностей сферы влияния на рынок;
  • достигать конечных результатов, обеспечив достойный уровень прибыли;
  • создавать условия стабильности работы предприятия;
  • преодолевать риски и прогнозировать рискованные ситуации;
  • контролировать эффективность предприятия.

Виды менеджмента

С учётом специфики каждое предприятие организовывает систему управления тем или направлением деятельности. Таким образом, менеджмент разделяется на несколько видов управления. Всего существует их 7: производственный, финансовый, стратегический, инвестиционный, риск-менеджмент, информационный, экологический.

Производственный

В понимании «производственный» имеется ввиду любая коммерческая деятельность, которая направлена на получение прибыли, будь то производство продукции или оказание услуг. Цель такого менеджмента — продажа конкурентоспособных товаров и услуг, предоставляемых предприятием.

Эффективное управление зависит от того, насколько точно составлены стратегические прогнозы, правильно организован производственный процесс, грамотно велась инновационная политика.

Перед менеджером, заведующим производством, стоит задача управления этим процессом :

  • контроль работы, своевременное обнаружение сбоев и неполадок;
  • оптимизация объёма выпускаемой продукции;
  • слежение за правильной эксплуатацией и исправностью оборудования;
  • устранение конфликтов внутри компании и профилактике таких конфликтов;
  • контроль трудовых ресурсов, дисциплины и учёт интересов сотрудников компании.

Грамотный менеджер сможет сопоставить реальные возможности компании с её перспективами и умело выстроить дальнейшие шаги в этом направлении.

Финансовый менеджмент

Руководитель, который несёт ответственность за управление бюджетом предприятия — финансовый менеджер. Он занимается финансовыми потоками и их рациональным распределением внутри компании. Такой специалист должен анализировать и изучать прибыли компании, её доходы и расходы, платежеспособность и структуру капитала. Применяя грамотную финансовую политику, он обязан работать с целью увеличения прибыли и благосостояния компании и не допустить её банкротства. Это является глобальной задачей финансового менеджера.
Что включают его локальные задачи :

  • оптимизировать финансовые расходы и обороты;
  • минимизировать денежные риски предприятия;
  • с точностью оценивать финансовые перспективы и возможности;
  • обеспечивать достаточную рентабельность предприятия;
  • решать проблемы в области антикризисного управления.

Стратегический менеджмент

Этот вид менеджмента подразумевает разработку и реализацию путей развития предприятия, проведение стратегических мероприятий по различным направлениям: максимально улучшить качество выпускаемой продукции в пределах занимаемой рыночной ниши, увеличить объём выпускаемой продукции, расширить её ассортимент и так далее.
Для достижения цели решать поставленные задачи нужно с помощью составления чёткого плана действий и различных методов. Таким образом, после намеченной стратегии менеджер переходит к тактике, реализующей конкретные шаги этого плана.

Инвестиционный менеджмент

Такой вид менеджмента предполагает управление инвестициями предприятия. Задача менеджера — привлечь как можно больше новых инвестиционных проектов с долгосрочной перспективой, а также выгодно разместить уже имеющиеся инвестиции. Задачи специалиста могут также быть в виде фандрайзинга — поиска спонсоров с целью получения финансов, привлечения грантов.

Риск-менеджмент

Любая производственная или коммерческая деятельность всегда связана с риском от получения убытков. Для этого специалист по риск-менеджменту заранее должен предвидеть возможные риски, вычислить предполагаемые убытки и сравнить их с объёмом планируемой прибыли.
Риск-менеджер обязан выполнить ряд мероприятий по минимизации рисков и грамотно защитить компанию от развития видов деятельности, приносящих убытки :

  • выявить факторы риска и оценить масштаб его возможных последствий;
  • выбрать методы и инструменты управления рисками;
  • разрабатывать и реализовывать риск-стратегии для минимизации ущерба;
  • провести оценку предварительных результатов и, при необходимости, скорректировать стратегию.

Информационный менеджмент

В настоящее время информационный менеджмент базируется на основе IT-технологий, используя в своей деятельности возможности компьютеров и интернета.

Специалист по информационному менеджменту занимается сбором информации, управляет, распределяет её, чтобы спрогнозировать ожидания клиентов, обеспечивает актуальной информацией. Он управляет всеми разновидностями информационной деятельности компании, включая документооборот, делопроизводство, внутренний контакт с работниками, представление сведений о компании.

Экологический менеджмент

Деятельность компании так или иначе регулируется законодательными и нормативными актами, касающимися охраны окружающей среды. Менеджмент экологической сферы, как правило, выделен в отдельную организацию, которая реализует программы и мероприятия по защите и охране окружающей среды.

Цель экологического менеджера — формировать и развивать экологически чистое производство: рационально использовать природные ресурсы, сохранять окружающую среду, снижать производственные отходы предприятия, сдавать их в переработку и утилизацию специализированным предприятиям.

Принципы менеджмента

Для достижения максимального эффекта в управлении необходимо придерживаться чётких принципов, соблюдая которые, компания останется в выигрыше. Ведущие принципы подразумевают:

  • разделение труда между работниками соответственно их обязанностям и способностям ;
  • полномочия и ответственность за выполняемую работу;
  • дисциплина, подчинение единому регламенту;
  • единоначалие, выполнение распоряжений от одного начальника;
  • превышение общественных интересов над личными;
  • вознаграждение за качественный труд;
  • соблюдение порядка на рабочем месте;
  • справедливость в отношении сотрудников, стимулирующая повышение производительности труда;
  • поощрение инициативы от сотрудников, работающих с максимальной отдачей;
  • поддержание корпоративного духа, объединяющего организацию.

Выводы

В повседневной жизни любой человек сталкивается с функциями управления (менеджмента) в той или иной степени: управление своими денежными ресурсами, составление и реализация плана действий по разнообразным хозяйственным делам, проведением досуга, отпуска, планированием личного времени. Поэтому, можно сказать, что все люди являются в какой-то мере менеджерами. Что касается предприятий, то менеджеры, в зависимости от уровня занимаемой должности, имеют в своём подчинении от одного до нескольких тысяч подчинённых. И насколько талантливо менеджер сумеет организовать своих подчинённых и наладить с ними контакт, настолько зависит успех компании. Грамотный специалист в области менеджмента — человек, который заинтересован в успехе своей работы и работы компании, обладающий качествами лидера, устойчивостью к стрессовым ситуациям, умеющий контролировать себя и людей, теоретически подкованный и умеющий реализовывать свои знания на практике.