Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арт менеджмент это

Лекция 1. Понятие «арт-менеджмент», основные направления и сущность

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ

Арт-менеджмент — управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства.

Арт-менеджмент-деятельностъ, направленная на регулирование процессов в сфере арт-индустрии и влияние на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющую жизни общества.

Арт-менеджмент в широком смысле — стремление человека путем своей деятельности достичь более высокой по уровню, насыщенной и динамичной культурной жизни общества.

Арт-менеджмент в узком смысле — это руководство культурными предприятиями.

Арт-менеджер должен помнить, что художественная культура, как и искусство, — это часть общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной культуры любой локальной и мировой цивилизации.

Основу менеджмента профессионального искусства составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которого зависит от правильно найденной модели управления, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.

Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.

Специализации арт-менеджмента: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес-менеджер, промоутер (импресарио), продакшн-менеджер, режиссер, продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций. Специалисты кино- и фото студий; студий аудио- и видеозаписи; ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.

Основные направления арт-индустрии:

1) концертные компании (филармонии, концертные объединения, агентства, центры концертного дела, самодеятельные художественные коллективы);

2) театрально-зрелищные предприятия (театры, цирки);

3) студии (студии грамзаписи);

4) предприятия развлекательно-зрелищной направленности;

5) творческие объединения и агентства.

Виды художественно-творческой продукции:

а) шоу-программы, концерты, фестивали, конкурсы, клубные вечера, показы мод, развлекательные и игровые программы;

б) техническое оборудование для концертно-зрелищных мероприятий (свет, звук, сценография и т.п.);

в) музыкальные инструменты;

г) издательская деятельность: специализированные газеты, журналы, книги и т. п;

д) производство аудио и видео продукции;

е) организация и постановка зрелищных программ;

ж) проведение гастролей и турне;

з) производство теле- и радиопрограмм;

и) производство музыкальных инструментов и т.п.

Диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п.

Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (от лат. diversus — разный и facere — делать):

1) расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства;

2) распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10994 — | 8204 — или читать все.

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Арт-менеджмент как разновидность менеджмента

Любой менеджмент представляет собой деятельность, основанную на управлении и направленную на достижение успеха и прогресса той или иной организации. «Принято считать, что если предприятие работает плохо, то это означает отсутствие в нем эффективного менеджмента. Плохой менеджмент – основная причина спада в деятельности предприятия». Менеджмент состоит из комплекса взаимосвязанных действий:

  1. организация и управление (производством и коллективом);
  2. постановка и корректировка задач;
  3. разработка этапов работы;
  4. принятие решений;
  5. налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
  6. регулирование процессов;
  7. сбор и обработка информации;
  8. анализ информации;
  9. подведение итогов работы.

Каждая организация стремится к развитию эффективного менеджмента для поддержания своей конкурентоспособности, увеличения прибыли, приобретения высокого статуса, удовлетворения рыночных потребностей и достижения прочих целей. Этим занимаются люди, профессия которых – менеджер. Менеджеры занимаются управлением производства и принятием решений по разным видам деятельности организации. На них лежит ответственность за поддержание рабочего настроя среди сотрудников и за продвижение компании на новый уровень в рыночной среде.

Менеджеры бывают трех уровней: топ-менеджер – менеджер высшего уровня, занимающиеся управлением организации; менеджер среднего звена – менеджер, руководящий определенным отделом; менеджер низшего звена – менеджер, в подчинение которого входят сектора, подотделы предприятия или определенные группы. У каждого менеджера разные обязанности и разный уровень ответственности. Коммуникация между разными уровнями компании происходят через менеджеров уровней. Если организация большая, то в ней может быть несколько менеджеров высшего, среднего и низшего уровней. В таком случае будет происходить не только вертикальное распределение обязанностей среди менеджеров разных уровней, но и горизонтальное. При горизонтальном распределении служебных функций в каждой группе существует менеджер низшего звена, который имеет связь с остальными менеджерами низшего звена других групп. Отделами управляют менеджеры среднего звена, которые также совещаются между собой на своем уровне. Сотрудники низшего уровня не решают вопросы с менеджерами среднего звена.

Читать еще:  Все о тайм менеджменте

Менеджеры любого уровня должны обладать знаниями в сфере управления организацией, анализировать ситуации, в которые попадает предприятие, уметь предвидеть все возможные риски, с которыми предприятие может столкнуться, проявлять инициативу, принимать и согласовывать обоснованные решения с менеджерами других уровней. Одним из самых важных требований к менеджеру любого уровня является умение управлять не только рабочими процессами, но и людьми. Это означает, что менеджер знает возможности своих подчиненных и может распределить между ними обязанности, основываясь на индивидуальных качествах каждого из них, и устранить от работы сотрудников, не справляющихся со своими обязанностями, с целью сохранения эффективного функционирования предприятия. «Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов и потребителей, но и своих собственных работников». Менеджер на справедливой основе должен защищать интересы своих подчиненных.

В сфере культуры и искусства также существует комплекс управленческих инструментов. Этот комплекс представляет собой арт-менеджмент, который в отличие от классического менеджмента связан с производством и управлением творческой продукцией и является актуальным направлением коммерческой деятельности в культурной сфере. «Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами». В данной сфере действуют коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации сосредоточены на получение прибыли. Некоммерческие же организации ставят перед собой иную цели – культурные, общественно-полезные, научные и прочие. Сама социокультурная сфера является частью социальной сферы, и ее деятельность направлена на удовлетворение духовных и социальных потребностей общества. В рамках этой сферы «различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом».

В настоящий период времени культура является непосредственным и неотъемлемым элементом деятельности любой организации и ее менеджмента. Каждое предприятие постепенно становится носителем своей определенной культуры. Взаимосвязь сферы культуры и менеджмента обусловлена тем, что второй тесно функционирует с учреждениями первого, поскольку развитие разнообразных типов связей с общественностью, благотворительности, спонсорства не сможет осуществиться без этой взаимосвязи.

Одним из основных отличий арт-менеджмента от классического является то, что результат менеджмента в сфере культуры не носит материальный характер. Продукты арт-менеджмента в основном носят духовный характер и представляют собой какие-либо впечатления, знания, новое восприятие чего-либо и так далее. Это делает работу арт-менеджмента более долговечной, поскольку материальные продукты имеют особенность уничтожаться в ходе использовании, а духовный продукт становится лишь ценнее.

Спектр деятельности арт-менеджмента достаточно многообразен. Это могут быть как творческие проекты, так и, например, юридические и рекламные кампании.

Следующее отличие менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что он в основном функционирует на средства спонсоров, органов власти и прочих желающих поддержать деятельность в культурной сфере.

«Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами». Поэтому в задачи арт-менеджера, в первую очередь, входят обычные управленческие задачи. Однако, кроме них, перед менеджером в культурной сфере встают и задачи творческого типа. Он должен иметь креативный тип мышления, иметь творческий подход к разработке стратегии организации и предлагать неординарные пути решения задач. Менеджер данной сферы должен быть ознакомлен с последними тенденциями культурной жизни и хорошо ориентироваться в культурном пространстве, а так же понимать, что в его задачи входит коммуницитировать с творческими людьми, что тоже представляет некоторые нюансы.

Читать еще:  Ведущий менеджер по логистике

Арт-менеджер

Арт-менеджер – это специалист, несущий ответственность за все организационные моменты, связанные преимущественно со сферой искусств. Арт-менеджером могут стать ребята, которые увлекаются мировой художественной культурой, историей, математикой, обществознанием, иностранными языками.

Краткое описание

Арт-менеджер должен обладать глубокими знаниями, связанными с искусством, экономикой, маркетингом, арт-индустрией в целом. Арт-менеджеры являются идейными вдохновителями проектов, отвечая за организацию, коммуникацию, разработку концепции. Сфера профессиональных интересов арт-менеджера охватывает рекламный и издательско-полиграфический бизнес, а также индустрию мероприятий, кино, разных видов искусств и т. д. Он может нести ответственность за организацию и проведение концертов, разрабатывать концепции рекламных кампаний – выполнять огромный круг работ, направленных на привлечение интереса и решение проблемы потенциального потребителя.

Особенности профессии

Арт-менеджер – управленец и организатор, однако выполнение поставленных задач невозможно в случае, если специалист не разбирается в той области, в которой он работает. Он постоянно должен отслеживать тенденции рынка искусств, полиграфии, рекламы и т. д. Тщательная аналитика, необходимость заводить деловые связи, самообучение – вот основные принципы, которыми руководствуется арт-менеджер. Круг его обязанностей зависит от сферы деятельности, рассмотрим основные задачи, которые он решает:

  • общение с заказчиками, а также командой исполнителей;
  • организация арт-мероприятий разного уровня;
  • обеспечение прибыльности и популярности проектов;
  • коммуникация с представителями печатной прессы и онлайн-изданий;
  • составление бюджета и планов, касающихся проведения рекламных кампаний, запуска проектов и других важных вопросов;
  • формирование базы контактных данных людей, которые могут выступать в роли партнеров, инвесторов, потенциальных клиентов;
  • разработка концепций, создание рекламных материалов – от заметок в газетах до POS-материалов;
  • посещение мероприятий, выбор команды специалистов для воплощения в жизнь проекта;
  • оказание помощи в реализации обычных и интеллектуальных продуктов;
  • проведение анализа завершенного мероприятия, формирование отчетов.

Успешная организация включает в себя огромный перечень работ, арт-менеджер контролирует их выполнение, а также занимается решением многих вопросов самостоятельно. Он ведет деятельность в динамичной среде, поэтому должен постоянно получать новые знания и развиваться. Арт-менеджер всегда должен быть в тренде, в противном случае его профессиональная ценность будет не слишком высокой.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия позволяет вести деятельность в разных сегментах, поэтому арт-менеджеры мало подвержены профессиональному выгоранию.
  2. Профессия достаточно престижная, интересная, высокооплачиваемая.
  3. Работа арт-менеджера напрямую связана с постоянным общением, движением и развитием.
  4. Востребованность на кадровом рынке.
  5. Профессию могу освоить люди, которые так или иначе связаны с искусствоведением, галерейным или полиграфическим бизнесом, рекламой, культурологией и другими смежными областями.

Минусы

  1. Очень высокие моральные нагрузки.
  2. Плавающий график.
  3. Серьезные требования, которые выдвигают работодатели.

Важные личные качества

Арт-менеджер знает все об искусстве, однако для него нехарактерны такие черты, как чрезмерная эмоциональная чувствительность, перепады настроения и творческие кризисы. Он сочетает в себе лучшие качества управленца, менеджера и маркетолога, поэтому является очень собранным и целеустремленным человеком, умеющим быстро завоевывать уважение. Обладает определенной долей амбициозности, развитыми коммуникативными навыками, настойчивостью, быстрой реакцией, умением работать на перспективу.

Обучение на арт-менеджера

Для работы в сфере арт-менеджмента чаще всего требуется высшее образование, которое необходимо для получения вакансии в крупной компании. Образование может быть связано с рекламной, маркетингом и другими областями, рассмотрим приоритетные направления подготовки:

  • «Менеджмент» (код: 38.03.02);
  • «Искусства и гуманитарные науки» (код: 50.04.01).

Также можно сделать выбор в пользу направлений «Дизайн» (код: 54.03.01), «История искусств» (код: 50.03.03) – все зависит от того, в какой сфере человек планирует работать после окончания вуза. В любом случае дипломированные специалисты могут восполнить недостаток знаний, пройдя профильные курсы по арт-менеджменту.

«Арт-менеджер – это человек, который организует рынок»

Кто такой арт-менеджер? Какими знаниями он должен владеть, и какие функции ложатся на его плечи? На эти и другие вопросы отвечают преподаватели факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес».

Кто такой арт-менеджер

Арт-менеджер — это человек, который организует арт-рынок. Арт-менеджером можно назвать и галериста, а роль галериста на рынке и в мире искусства, мне кажется, не требует дополнительных разъяснений. Арт-менеджер — это человек осмысливающий, а потом организующий все, что связано с искусством.

Читать еще:  Вшэ фармацевтический менеджмент

Марина Лошак , искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусства имени А. С. Пушкина

Какими знаниями и качествами должен обладать арт-менеджер

Арт-менеджер в первую очередь должен владеть какими-то правильными представлениями, связанными с экономикой, бизнесом, психологией, а также уметь оперировать своими знаниями. Конечно же, хорошо, когда он включен в сферу искусства, но это те знания, которые можно приобрести, и они в большей мере связанны с определенным образовательным процессом. Но профессиональные менеджерские знания подчас важнее, чем знание искусства. Во-первых, потому что грамотный арт-менеджер или галерист всегда может привлечь искусствоведов, которые станут его помощниками. Во-вторых, он сам может приобрести достаточно большой объем знаний, потому что самообразование и образование сейчас абсолютно открытые вещи.

Марина Лошак, искусствовед, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина

Арт-менеджеру важно быть хорошо организованным человеком, обладать базовыми знаниями по истории искусства, знать, как устроены художественные институции и как они работают, понимать, что сейчас происходит в арт-мире, в общем, это большой и сложный комплекс знаний.Одно из самых важных качеств, необходимых арт-менеджеру — умение находить язык со всеми участниками художественного процесса: в этом мире нет четких правил, поэтому многое строится на личных взаимоотношениях.

Иосиф Бакштейн , искусствовед, директор Института проблем современного искусства

Базовые качества, которыми должен обладать арт-менеджер, перечислил куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Николай Палажченко:

Понимание искусства: если человек хочет делать что-то в искусстве, ему нужны глубокие знания в этой области. Так как, планируя бизнес, необходимо иметь хотя бы приблизительные представления о том, что будет завтра с искусством, в каких направлениях оно будет развиваться и т.д.

Организованность и универсальность: способность делать все правильно и вовремя, а также быстро понимать, как устроены различные процессы в искусстве.

Умение работать с информацией: распространять информацию вокруг себе и пользоваться той, которая вращается в арт-сообществе, а также постоянно искать новые каналы коммуникации.

Умение общаться людьми.

Хорошая реакция и готовность к изменениям: арт-менеджмент — быстро меняющаяся и растущая среда, в которой средний срок изменение реальности составляет полгода. Поэтому важно уметь быстро приспосабливаться.

Общая культура: нельзя делать качественные проекты в арте, не понимая общих тенденций в театре, литературе, социальной и политической, экономической жизни и др.

Проектное мышление: в искусстве никогда не бывает бесконечного континуума, любая выставка или клиент — это всегда проекты, а любой проект имеет свой цикл.

Я не люблю слово «менеджер». Сейчас люди, у которых есть деньги, могут делать искусство. Но если вы считаете, что в искусстве есть деньги, то лучше туда не ходить, а просто открыть завод. Деньги делают те, кто понимает человеческую природу. Искусство же надо любить. Поэтому я считаю, что арт-менеджер должен совмещать эти качества, то есть, в первую очередь, любить то, что он делает, и понимать человеческую природу… Менеджер должен быть фанатиком и подвижником, он должен уметь принимать креативные решения и коммуницировать.

Ольга Свиблова , директор Мультимедиа Арт Музея

Советы начинающему арт-менеджеру

Арт-менеджер — это продюсер и стратег, который видит работу всех и может их объединить и сделать из этого готовый продукт. Но дело в том, что стратегов нет, все нынешние менеджеры — это игроки на короткие дистанции с проектной психологией, все очень быстро бегают на 100 метров, но совершенно не способны пробежать марафон. Так что мой совет — старайтесь мыслить большими категориями, выстраивать отношения и искать подходы не на один раз.

Марина Лошак, искусствовед, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина

Арт-менеджеры должны быть любопытны и ничего не бояться. Возможности для образования в современном мире огромны. Нужно много читать, постоянно развиваться, быть везде и всегда, посещать выставки, открытия, ходить на лекции и встречи. Так возникает профессиональный круг. Задача студентов за время обучения не сводится к набору знаний, главная задача начинающих арт-менеджеров — стать своими в этом мире.

Дмитрий Ханкин , арт-директор и совладелец галереи «Триумф»

Подробнее о том, кто такой арт-менеджер, что такое арт-рынок и как все это работает — в подборке материалов, написанных по итогам лекций наших преподавателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector