Igro-zon.ru

Работа и жизнь
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компетенции инженера будущего

10 самых востребованных компетенций будущего

Какие навыки развивать, чтобы не остаться без работы

Рынок труда меняется с каждым годом. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в 2020 году быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?

1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.

2. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас «вываливается» в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.

3. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих профессиях. Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные «выдать» то, чего не знает поисковик.

Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:
«Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали — чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное — гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия — это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать».

4. Управление людьми. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей (согласно кривой Аутора, востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.

5. Навыки координации, взаимодействия. Пятое место в рейтинге World Economic Forum. По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.

6. Эмоциональный интеллект. Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.

7. Суждение и скорость принятия решений. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: «В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят». Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений.

8. Клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation). Напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта.

9. Умение вести переговоры. Может, через какое-то время в этом человека заменят роботы, но точно не в ближайшую пятилетку.

10. Когнитивная гибкость. В условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.

Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.

Компетенции инженера будущего

Преобразования, происходящие в современном обществе в социально-экономической, политической и образовательных сферах, обусловливают обновление содержания профессионального образования будущего инженера в образовательной организации высшего образования, соответствующее процессу развития высокотехнологичных производств и требованиям стратегии социально-экономического развития общества. «Высокие темпы автоматизации производства, расширение международных экономических связей, основанных на новейших научных открытиях и технологиях, возрастание уровня производственной кооперации, существенно изменившие содержание и характер производственных межличностных отношений, требуют подготовки будущего инженера, готового к оптимальному взаимодействию, как в мире техники, технологий, так и в мире людей» [9].

Обновление требований к подготовке будущего инженера – это объективная тенденция, обусловленная кадровой политикой рыночной экономики, продиктованная спецификой современного производства и технического бизнеса. На динамичном международном рынке труда приоритет отдается такому выпускнику инженерных вузов, который умеет: a) адаптироваться к изменяющимся условиям производственной деятельности и адекватно реагировать на вызовы макро- и микроэкономических колебаний; б) оптимально реализовать профессиональные качества в рамках осуществления на практике инженерных идей, проектов, технических экспертиз, эксплуатации и обслуживания высокосложных машин и агрегатов; в) продуктивно выстраивать и регулировать взаимоотношения между субъектами рыночной экономики в ходе совместной деятельности, т.е. «работать в команде; принимать ответственность за определенные решения и достигать взаимопонимания, кооперации во взаимодействии с другими; участвовать в профессиональной коммуникации для обмена информацией, инновационными идеями, опытом работы с коллегами; четко выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения» [8]. Все перечисленные требования свидетельствуют о том, что в настоящее время востребованным и конкурентоспособным может стать лишь специалист, обладающий профессионально-коммуникативной компетентностью.

Однако в образовательной практике не уделяется должного внимания формированию профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера. Анализ способности и готовности будущего инженерно-технического работника к общению в профессиональных целях и использованию своего коммуникативного потенциала свидетельствует о том, что их профессионально-коммуникативная компетентность [9] не в достаточной степени отвечает современным требованиям государства, возрастающим потребностям самой личности, общества и работодателей. Профессорско-преподавательский состав не уделяет должного внимания повышению качества образования будущего инженера в рамках использования инновационных методов, способствующих овладению будущими специалистами навыками не только профессионального действования в нестандартных ситуациях профессиональной практики, но и навыками профессиональной коммуникации, устного и письменного общения. В педагогической теории недостаточно разработан многоаспектный диагностический инструментарий оценки качества сформированности профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров [3].

Проведенная диагностика профессионально-коммуникативной компетентности студентов технического университета показывает, что большинство респондентов испытывает трудности коммуникативного характера, что проявляется в низкой речевой культуре студентов, в несостоятельности поддерживать профессиональное общение, в неспособности и неготовности реализовывать оптимальные стратегии межличностного и профессионального взаимодействия, в неумении учитывать индивидуальные свойства коммуникаторов в рамках профессиональных контактов, в неудовлетворенности отношениями, в проблематичности выступления перед аудиторией, в сложности презентации своих инженерных достижений, грамотном оформлении курсовых и дипломных работ, в наличии большого количества речевых и грамматических ошибок в письменной и устной речи и т.д. [4].

Как показывает практика, технологические стороны профессионального общения и соответствующие коммуникативные умения не всегда осознаются будущими инженерами как важные средства и условия их эффективной профессиональной деятельности, поэтому значительная часть выпускников испытывает затруднения в профессионально-коммуникативной деятельности. Это обусловлено недостаточным уровнем их теоретической и практической профессионально-коммуникативной подготовки, слабой сформированностью мотивационного отношения к профессиональному общению как важному аспекту профессиональной деятельности, а также профессионально значимых коммуникативных качеств личности [5].

Все вышесказанное дает основание сделать вывод о необходимости формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, от уровня которой в значительной степени зависит успех профессиональной деятельности [4].

Читать еще:  Инженер электроник дистанционное обучение

Профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера рассматривается как качественная характеристика субъекта профессиональной инженерной деятельности, которая интегрирует совокупность коммуникативных знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для решения профессиональных задач. И.В. Новогородцева подчеркивает, что от уровня профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера в значительной степени зависит успех профессиональной деятельности [5]. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в контексте расширения коммуникативного диапазона будущего специалиста способствует осознанию им смысла профессионального контекста, необходимого для эффективного решения производственных задач [1], повышает уровень конкурентоспособности и образовательно-трудовой мобильности в области профессиональной деятельности, определяет направления дальнейшего самосовершенствования, самообразования, самореализации и самоопределения.

Феномен профессионально-коммуникативной компетентности специалистов исследовался в работах О.А. Абдуллиной, Ю.Н. Емельянова, Н.В. Кузьминой, Е.В. Сидоренко и других ученых, включающих в понятие профессионально-коммуникативной компетентности потребность в общении, интенсивность и широту круга общения; умение говорить и слушать, убеждать и с уважением относиться к позиции партнера по общению и профессиональному взаимодействию, нести ответственность за результаты профессиональной деятельности. Данное понятие отражает также особенности эмоционального отклика на полученную информацию и личность партнера по коммуникации; усвоение системы профессиональных норм, коммуникативных правил, статусно-ролевых функций представителя определенной профессии; собственное самочувствие в процессе коммуникативно-профессиональной деятельности; умение контролировать себя, давать адекватную оценку собственной деятельности и поведения, а не только партнера по коммуникации; анализируется также способность извлекать опыт из практики в контексте раскрытия ценностно-смыслового значения профессиональной коммуникации при решении производственных задач различного уровня сложности [5; 6].

В нашем исследовании профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера рассматривается как интегративная характеристика личности, определяемая способностью и готовностью будущего специалиста самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные коммуникативные действия, необходимые для решения профессиональных задач на основе приобретенной совокупности знаний в области профессиональной и деловой сферы общения, умений и навыков организации коммуникационного процесса с учетом особенностей социально-профессиональной среды, имеющегося опыта продуктивного межличностного и профессионального взаимодействия.

Комплексный, развивающийся характер исследуемой характеристики личности, ее интегративная природа обусловили целесообразность выделения следующих взаимосвязанных, взаимозависимых компонентов в ее структуре: мотивационный (ценностно-смысловое отношение к профессионально-коммуникативной подготовке в вузе; стремление к развитию профессиональных коммуникативных качеств; ориентация на поиск путей личностного и профессионального развития), когнитивный (наличие системы междисциплинарных, структурированных профессионально ориентированных знаний; знание поведенческих норм, правил профессионального и делового общения; представления об особенностях и специфике профессиональной деятельности), деятельностный (коммуникативные умения; активность включения в профессионально-коммуникативную деятельность; установление «горизонтальных» и «вертикальных» контактов и прогнозирование результатов совместной деятельности).

Стержневой основой, объединяющей все компонентные, составляющие профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера, является базовый конструкт преобразования ценностно-смыслового отношения к себе, другим людям, обществу, профессии путем конструирования оптимальных форм взаимодействия с субъектами коммуникации для оптимальной реализации собственного профессионального потенциала.

Необходимо отметить, что эффективность формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера зависит от учета специфики инженерной специальности. Практика и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что подготовка будущего инженера в вузе нацелена, в первую очередь, на получение профессиональных знаний, навыков, умений и является формой развития инженерного сознания и технического мышления, в то время как собственно инженерная практическая деятельность как процесс создания и эксплуатации техники требует не только хороших профессиональных, но и коммуникативных знаний, умений, навыков и сформированных коммуникативных качеств личности. Следовательно, среди требований к специалисту-инженеру отмечается необходимость знания теоретических основ коммуникации, умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, овладения рефлексивными умениями, акцентируется внимание на стремление к саморазвитию и самоактуализации в профессионально-коммуникативной деятельности [5].

В работах Ю.А. Плужниковой описаны специфические особенности профессиональной деятельности будущего инженера, связанные с коммуникативной сферой. К таким особенностям относятся: регулярная работа с текстовой информацией, научной и справочной литературой, формализация общения, участие в диалогических и полилогических ситуациях общения на родном или иностранном языке, обмен информацией с другими членами коллектива (непосредственный или опосредованный каким-либо коммуникативным каналом), постоянная необходимость взаимодополнения вербальных средств невербальными и наоборот. Анализ коммуникативных потребностей работников данной профессиональной сферы позволил автору констатировать, что сформированность профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера проявляется в достижении общности позиций с коллегами при результативном решении задач производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской, научно-исследовательской деятельности на основе информационного обмена, выработки единой стратегии коммуникативного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности. Значимым фактором конструктивного взаимодействия является учет особенностей профессионального мышления и сознания субъектов производственных отношений, немаловажное значение имеет уважительное и толерантное отношение к партнерам по коммуникации, а также установка на преодоление возможных коммуникативных трудностей и поиск творческих путей решения задач в нестандартных ситуациях [8].

Следовательно, в рамках формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера в образовательном процессе вуза на первый план выходит содействие личностному принятию студентом ценностей и норм профессиональной деятельности в контексте организации субъект-субъектного диалогического взаимодействия, ориентированного на достижение взаимосогласованных действий субъектов образования (взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка и т.д.) с учетом специфики профессии, культуры профессионального общения, норм и правил речевого поведения [7].

Адаптируя идеи Н.М. Борытко и К. Ширяевой к контексту данного исследования, можно выделить следующие значимые характеристики профессионально-коммуникативной компетентности специалиста производственной сферы: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; овладение профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для работы по специальности; развитое сотрудничество с коллегами (готовность к кооперации, работа в коллективе); единство и сочетание знаний, способностей и установок (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); способность делать что-либо хорошо, эффективно, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрая, гибкая и адаптивная реакция на динамику обстоятельств и среды (способность находить организационно-управленческие производственно-технологические, проектно-конструкторские, научно-исследовательские решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность) [2].

Таким образом, исследование особенностей формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера позволило выявить принципиально важные для нас позиции. Во-первых, профессионально-коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, необходимых будущему специалисту для успешного осуществления профессиональной деятельности. Во-вторых, профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера может быть осмыслена как часть общей профессиональной компетентности специалиста, которая позволяет сформировать новое инженерное мышление и ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности в контексте становления у будущего инженерно-технического работника культуры действия, культуры мышления, культуры отношений. В-третьих, профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера представляет собой такую интегративную характеристику личности, которая требует постоянного развития и совершенствования, и осознание ее значимости позволяет будущему специалисту занять активную позицию по отношению к себе, другим людям, обществу для достижения успешности в реализации собственного профессионального потенциала. В-четвертых, целенаправленность процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера задается задачами и видами профессиональной подготовки обучающегося в вузе (в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования), реализация которых обеспечивает успешность выполнения профессиональных функций будущего специалиста. В-пятых, формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера является следствием оптимальной организации двух взаимосвязанных процессов: образовательного процесса в вузе и саморазвития, самоорганизации субъектов образования, интеграционное единство которых обеспечивает успешность профессиональной адаптации и профессионального становления выпускника технического вуза.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Компетенции будущего

«Навыки будущего — это навыки, которые пригодятся нам завтра. В завтрашнем мире тоже нужно будет уметь считать. Но успех будет зависеть и от того, сможет ли человек получить навыки 21-го века», — говорит руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

Для каждой специальности набор будет свой. Но современные работодатели выделяют так называемые надпрофессиональные навыки — такие пригодятся в любой отрасли и позволят сделать работу эффективнее:

  • Системное мышление. Умение воспринимать элемент как часть системы, видеть закономерности и объединять элементы по признакам, отделять главное от частного. Навыки определения и работы со сложными системами.
  • Навыки межотраслевой коммуникации. Понимание технологий и процессов в смежных и несмежных отраслях, знание особенностей рынка для различных сфер.
  • Навыки менеджмента. Умение управлять процессами и проектами, знание принципов планирования.
  • Программирование. Создание ИТ-решений, управление автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом.
  • Клиентоориентированность. Понимание потребностей клиента, умение работать с запросами и находить нужные решения.
  • Мультикультурность и мультиязычность. Свободное владение английским языком, знание другого иностранного языка, понимание культурного контекста и национальных особенностей других стран (например, страны — партнеры той компании, где работает профессионал будущего).
  • Коммуникабельность. Умение налаживать контакт с другими людьми, сильные навыки работы в команде, понимание принципов работы как с большими коллективами, так и с отдельными специалистами.
  • Мультифункциональность. Умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач. Способность верно расставить приоритеты, принять решение в условиях нехватки информации, спрогнозировать ситуацию.
  • Творческое начало. Способность к творчеству, развитый эстетический вкус.
Читать еще:  Инженер технолог где учиться

В будущем специалистам также понадобятся навыки управления собственными эмоциями, способность заботиться о своем физическом и психологическом здоровье. Нарастающая сложность рабочих задач потребует высокой концентрации, поэтому востребованным специалистам будет полезно умение регулировать нагрузки и поддерживать работоспособность.

Выучиться однажды на специалиста для будущего уже недостаточно, считает Дмитрий Судаков: «Система обучения вчерашнего дня говорила, что после образовательного цикла ты начинаешь работать, а образование на этом заканчивается. Но сейчас человек должен постоянно учиться чему-то дополнительно, чтобы оставаться максимально релевантным рабочему месту», — говорит он.

Как изучают профессии будущего

В России профессии будущего изучают с помощью технологического форсайта компетенций. Для этого эксперты из разных сфер собираются вместе и разговаривают о новых технологиях, инструментах, трендах. Каждую отрасль обсуждают отдельно. В результате можно предсказать, когда понадобятся новые специалисты.

Некоторые компании способны переобучить собственные кадры самостоятельно, а другим приходится ждать, пока система образования подстроится под изменения. В среднем в первые пять лет запуска технологии на рынок выходят первые специалисты, готовые работать с ней. Из-за дефицита таких кадров в первое время им готовы предлагать высокую зарплату и привлекательные условия.

Чем будут заниматься новые специалисты

Профессии не всегда развиваются по прогнозам экспертов. Как правило, появление новых профессий связано с возникновением технологий и инструментов, о которых мы еще не знаем. Например, спрос на представителей цифровых профессий, если судить по динамике вакансий, по данным hh.ru, с 2010 года по 2019 год вырос на 885%.

Служба исследований HeadHunter в 2017 году изучила 13 различных списков и рейтингов, посвященных перспективным профессиям и профессиям будущего, опубликованных за предшествующие три года, и составила сводный рейтинг профессий будущего.

При этом были выделены перспективные профессии, высокий спрос на которые появится в 2020–2023 годах, и так называемые профессии будущего — спрос на них, по прогнозам экспертов, появится только после 2024–2025 годов.

Но уже тогда независимые HR-эксперты, которых мы опросили, по-разному оценили реальные перспективы этих профессий.

Например, в качестве действительно перспективных более 70% опрошенных экспертов назвали такие профессии, как инженер 3D-печати, биоинженер, инженер по возобновляемой энергии, проектировщик «умной среды».

А вот с перспективностью таких профессий, как специалист по адаптации мигрантов, дизайнер носимых энергоустройств, городской фермер, урбанист, ИТ-евангелист, наши эксперты не согласились.

В результате мы выделили следующие перспективные профессии на ближайшие 10 лет:

Биоинженер

Специалист, который занимается изучением и изменением свойств живого организма (а также разработкой новых) с применением инженерных принципов в биологии и медицине для решения различных медицинских проблем и охраны здоровья.

Биофармаколог

Специалист по созданию новых биопрепаратов — лечебных средств, которые получают при помощи живых биологических систем, тканей организмов, биотехнологий.

Биоинформатик

Изучает и анализирует данные в биологии (в том числе молекулярной) и фармакологии с помощью компьютерных программ, разрабатывающих новые программы для анализа биологических данных.

Проектировщик «умной среды»

ИТ-специалист, который разрабатывает технологии, способные самостоятельно получать и передавать необходимую для их функционирования информацию, контролировать, перенастраивать и оптимизировать собственную работу. Например, «умные дома» способны самостоятельно обслуживать автоматику, из которой они состоят, вовремя включая нужное и отключая ненужное оборудование, делать онлайн-заказы заканчивающихся продуктов и бытовых товаров. Считается, что мы движемся к эпохе «Индустрии 4.0», в которой всё будет основано на умных технологиях.

Специалист по робототехнике

Занимается созданием и обслуживанием роботов для разных отраслей деятельности, помогает наладить работу автоматизированных технических систем.

Специалист по кибербезопасности

ИТ-специалист, который занимается созданием, поддержкой и усовершенствованием специальной инфраструктуры, сервисов для защиты информационных систем и цифровой среды от кибератак, утечки данных, других киберугроз, а также расследованием киберпреступлений.

Специалист по альтернативной энергетике

Занимается поиском и использованием альтернативных нетрадиционных источников энергии. В том числе инженер по возобновляемой энергии — то есть специалист по созданию и внедрению систем, работающих на солнечной и ветровой энергии.

Нейропсихолог

Его деятельность находится на стыке психологии и нейронауки. Он изучает связь структуры и принципов функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением людей.

Программист, разработчик (различного профиля)

Эта профессия стала высоковостребованной уже сейчас, и с учетом цифровизации всех сторон человеческой жизни и деятельности эта тенденция вряд ли изменится.

Инженер-проектировщик различного профиля

Востребованность этих специалистов тоже заметна уже сейчас. Как и в случае с программистами, многие работодатели активно ищут и привлекают будущих сотрудников из числа перспективных студентов.

Инженер 3D-печати

Специалист по трехмерному проектированию с применением математических и творческих способностей. Востребован в разных сферах, в том числе в архитектуре и строительстве, медицине, даже в производстве одежды и обуви.

Архитектор и дизайнер виртуальной реальности

Придумывает и создает концептуальные решения для виртуального мира: философию, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения.

Как подготовиться к будущему

Профессии будущего вызывают интерес, но к новым специальностям есть вопросы: «Не все школьники хорошо разбираются в нюансах конкретных профессий. Например, они знают про оператора беспилотного летающего аппарата. Но о его работе имеют смутное представление», — говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии».

Чтобы быть востребованным, просматривайте вакансии, следите за спросом в той сфере, которая вам интересна.

Внедрение новых профессий требует времени, поэтому пока рано говорить про высокий спрос на отдельных специалистов, предупреждает Кирилл: «Мы не говорим о массовом спросе на космобиологов. Даже вакансий для нанотехнологов до сих пор нет. Хотя с 2010-х годов мы слышим о важности развития этого направления. За почти десять лет здесь пока не сформирован тренд. Массовое внедрение профессий будущего может случиться нескоро. К тому же в начале требуется не так много специалистов с нестандартными компетенциями».

Главное, к чему нужно готовиться: диплом хорошего вуза и успешная учеба в наше время не дают гарантии, что вы всю жизнь будете работать в рамках одной профессии. Кроме перемен на рынке труда, могут измениться и ваши интересы. Поэтому будьте готовы менять вектор, всю жизнь получать новые знания и искать лучшее применение своим знаниям. Важно понимать, чем вам действительно интересно заниматься, к чему есть способности и куда хочется двигаться в профессиональном плане. Тогда вам будет интересно постоянно учиться и развивать навыки, которых требует изменяющийся рынок.

Универсальные компетенции будущего: кто будет востребован завтра?

Как роботизация повлияет на трансформацию рынка труда – какие профессии потеряют актуальность, а какие специальности появятся?

Мы наблюдаем необычайные успехи в развитии искусственного интеллекта. Появляются новые приложения в области обработки данных, финансовой сфере, здравоохранения, юриспруденции, образования и обеспечения обороноспособности государств.

Независимо от того, кто мы, где и кем мы работаем, пришло время заглянуть за пределы очевидного. Автоматизация, роботизация не являются чем-то новым – машины постепенно заменяют человека с момента промышленной революции. Давайте посмотрим в ближайшее будущее, с 2020 по 2035 годы.

Что нас ожидает в профессиональной сфере

Можно предположить, что вместо профессии в современном состоянии человек будет владеть набором различных компетенций и навыков, таких как:

  • Hard skills – профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
  • Soft skills – это умственные и межличностные компетенции: социальные, интеллектуальные и волевые: коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Различие между soft и hard skills изложено в доктрине «Conference on Software Engineering», организованной The NATO Science Committee в 1968 году: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills – навыками работы с людьми и бумагами.

Профессии-алгоритмы (секретарь, синоптик, бухгалтер, оператор call-центра, телефонист, библиотекарь, таксист, операционист, страховой агент, врач-диагност, почтальон), однотипные задачи которых можно автоматизировать, будут исчезать или трансформироваться. За последние 100 лет более 600 профессий бесследно исчезли, еще 1000 сильно изменились.

Сегодня мало кто вспомнит, каким престижным был труд пилота дирижабля. В Париже перед началом Первой мировой войны конкурс на эту должность составлял до 50 человек на место.

  • В 1916 году в Москве насчитывалось 16 тыс. легковых извозчиков (кучеров), а в 1936 году их было зарегистрировано всего 120.
  • Летом 2014 года половина туристических компаний России стали банкротами.
  • В 2017 году Сбербанк сократил по всей стране 30 тыс. юристов, их «место» заняли компьютерные программы.
  • В начале 2018 года была признана утратившей необходимость профессия машинистки и стенографистки.
Читать еще:  Кафедра гидрогеологии и инженерной геологии

Аппарат Hadrian X укладывает 1000 кирпичей в час. Это в 8-10 раз больше, чем способен сделать человек. Как долго просуществует профессия «каменщик»? Алгоритм британского медицинского стартапа Babylon Health превзошел врачей по точности диагностики. Компания CMR Surgical представила первого британского робота-хирурга Versius. Стартап May Mobility, при поддержке Toyota и BMW, запустил в Детройте первую небольшую сеть беспилотного транспорта по фиксированному маршруту.

Согласно докладу ВЭФ и компании Strategy Partners «Будущее рабочих мест 2018», практически 75 млн человек в России потеряют свои рабочие места уже к 2020 году. Такое сокращение связано с развитием информационных технологий. Но появятся новые профессии:

  • IT-медик.
  • Специалист по выращиванию органов.
  • Нейрохирург по работе с памятью.
  • Биоэтик.
  • Биоинженер.
  • Нанотехнолог.
  • Специалист по созданию виртуальной реальности.
  • Проектировщик жизненного цикла космических сооружений.
  • Оценщик интеллектуальной собственности.
  • Специалист по кибербезопасности.
  • Архитектор нейронных сетей.
  • Инженер роботизированных систем.

По мнению издательства Wired, через некоторое время отличить человека от андроида будет непросто, и необходимо обязать роботов с момента знакомства извещать человека о своей природе, чтобы не вводить в заблуждение людей.

Пока компания Hanson – создатель знаменитого андроида Sophia – пытается убедить общество в человекоподобии своей разработки, другие создатели роботов, напротив, пытаются установить грань между людьми и машинами.

Компания Boston Dynamics в 2019 году собирается продавать роботов. Корпорация Oracle и фирма Future Workplace опросили 1320 «белых воротничков», чтобы узнать их отношение к искусственному интеллекту в рабочей среде. Хотя большинство респондентов никогда не сотрудничали с машинами, 93% из них готовы следовать командам робота.

Amazon ведет работу над сверхсекретным планом по созданию домашнего робота. На сайте Lab126 опубликованы десятки вакансий – компания ищет преимущественно инженеров-робототехников.

В мире примерно 70 миллионов инженеров, работа которых на 80% состоит из поиска уже готовых решений в интернете и «подгонки» их под существующие потребности. И только 20% приходится на новые решения. Способность творить является самым важным качеством. Так как мы будем жить в еще более информационно-насыщенном мире, важными качествами личности станут умение управлять вниманием и осознанность происходящего. Осознанный выбор станет критически важен. Границу между человеческим и машинным интеллектом проводить не стоит – она все время сдвигается. Но у роботов и ИИ есть ограничения:

  • Отсутствие взаимодействия с людьми – коммуникация, доверительные взаимоотношения требуют участия человека.
  • Распознавание различных моделей или шаблонов. Роботы не понимают, в чем суть предмета или явления.
  • Отсутствие здравого смысла.

Работодатель будет выбирать, кого «принимать» на работу: робота (алгоритм) или человека. В сфере профессий-алгоритмов предпочтение скорее будет отдано роботам – их содержание с учетом ремонта обойдется дешевле.

Компетенции будущего

Лидирующая позиция среди компетенций будущего сохраняется за Complex Problem Solving – комплексное многоуровневое решение проблем, то есть, умение решать сложные задачи, опознавать проблему, самому определять ее скрытый источник. Для понимания уровня будущей компетенции можно напомнить о существовании специалистов trouble shooter или кризис-менеджер. Первого приглашают со стороны решить срочную сложную локальную задачу, а кризис-менеджер занимается длительными проектами.

В 2010 году компания Google обнаружила очень высокую текучесть кадров и установила, что продвижение менеджеров по службе было неправильным. Программисту в качестве менеджера нужен тот, кто поставит задачу, поможет урегулировать возможный конфликт с коллегами или соседним подразделением, объединит людей для решения общей задачи. А не тот, кто лучше его программирует. То есть человек, который обладает мягкими навыками межличностной коммуникации, такими как:

  • Critical thinking – критическое мышление. Способ мышления, при котором анализируется поступающая информация и собственные убеждения и установки.
  • Creativity – креативность, творчество. Способность к инновациям и моделированию, «видеть» то, чего еще нет в нашей реальности. «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его», – Микеланджело о создании статуи Давида.
  • People management – управление людьми.
  • Coordinating with others – навыки координации, взаимодействия.
  • Emotional intelligence – эмоциональный интеллект, эмпатия. Способность понимать эмоции, намерения и мотивацию, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Оказалось, что техническая компетентность занимает лишь восьмое место из десяти факторов, влияющих на результативность начальника. Главное – межличностные навыки:

  • Judgment and decision-making – суждение и принятие решений.
  • Service orientation – клиенториентированность. В этой компетенции без развитого эмоционального интеллекта обойтись невозможно.
  • Negotiation – умение вести переговоры.
  • Cognitive flexibility (когнитивная гибкость): способность быстро переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько объектов одновременно, держать в сознании разнородные и даже противоречивые идеи и при этом быть способным оперировать ими и действовать.

«Признак первосортных мозгов есть умение держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности мыслить» – Френсис Фицджеральд. То есть, пять из десяти навыков находятся в сфере взаимоотношений. Четыре из десяти зависят от способности быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые идеи. Нужно изучать людей и их потребности, тренировать свой мозг для решения сложных когнитивных задач.

В самых прогрессивных отраслях через полтора-два года половина знаний перестают давать конкурентное преимущество. Чтобы создать его, нужно генерировать новые знания. Если не обновлять знания, то их хватит на 3-5 лет. После этого можно оказаться за пределами конкурентной зоны рынка труда, независимо от того, какой вы окончили ВУЗ.

Критически важным будет умение работать с людьми в сложной среде сращивания человеческого и искусственного интеллекта, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты, чем сегодня.

Навык управлять конфликтами тоже важен. К сожалению, современная школа – не лучший помощник в освоении новых компетенций, так как зачастую превалирует технология единственного верного ответа (формат тестов). Поэтому вопрос развития будущих работников ложится на плечи родителей, а потом и работодателей.

«Зачем бессмысленные вещи учить? Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия – это «ошибки». Если мы предложим сдать ЕГЭ Моцарту, Бетховену, Пушкину, Менделееву, Эйнштейну, Дираку и Шредингеру, они все его завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона. » – Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейролингвистики.

В будущем всевозможная информация будет доступна, образование будет сосредоточено вокруг концепций, принципов и образов, запоминать простые факты и цифры будет не нужно. У нас будет бесконечный доступ к информации в любое время и в любом месте. Американский стартап Catalog уже разрабатывает технологию, которая позволит записывать до одного терабайта данных на ДНК-носитель.

Достаточно востребованной останется профессия психотерапевта, так как основная профессиональная деятельность людей будущего будет происходить в сфере разума, общения и другого рода взаимодействий, что будет вызывать психическое напряжение и истощение. Мы также будем «жить» в виртуальной и дополненной реальностях. Многие будут «сходить с ума» от быстрых изменений.

Управление коллективным и частным сознанием останется очень востребованной компетенцией среди спецслужб и в сфере рекламы: создание новой реальности при установлении приемлемых государственных институтов других государств и завоевании рынков сбыта товаров.

Необходимо владеть разными типами мышления. Мышление – это способность оперировать в сознании объектами и порождать новые. Мы используем разные алгоритмы и приемы: логическое, критическое, организационное, художественное, поэтическое виды мышления. Каждый тип мышления оперирует своими объектами. Впереди будут те, кто будет владеть несколькими сразу и будут способны мыслить как организатор, продавец, создатель гениальных решений, мотиватор команды, стратег – и все это в одном лице.

Говорилось об исчезновении профессии переводчик. Считаю, что переводчики как профессия «отойдут в тень» не потому, что их место займут программы перевода (это маловероятно), а потому, что человек будущего будет свободно владеть несколькими иностранными языками. Но необходимо помнить, что высокопрофессиональный сотрудник должен владеть родным и иностранными языками на высоком уровне.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector