Igro-zon.ru

Работа и жизнь
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким должен быть инженер будущего

Инженер

Видео о профессии

Инженеры – это своего рода изобретатели. Представители специальности облегчают жизнь и труд людей с помощью сложных механизмов и функциональных устройств. Сложно найти категории производства, социальной и общественной жизни, в которых обошлось без их участия. С каждым годом потребность в работниках направления повышается. При этом вузы, обучающие профессии инженера, предоставляют все больше квалифицированных выпускников для разных сфер жизнедеятельности человека. Трудно определить самые востребованные ниши по этому профилю – кадры нужны везде.

Инженер – описание профессии и ее направления

Основные цели специальности, инженер – создание и усовершенствование технических приспособлений, отслеживание их результативного и бесперебойного функционирования.

На плечи работников ложится не только необходимость спроектировать, собрать и испытать изобретение, но и сопроводить процесс его эксплуатации, разработать методы ремонта. При этом не все, что обычно делают инженеры, связано с поддержанием цикла работы технического изделия. Определенные категории сотрудников профиля занимаются научной деятельностью.

Виды специализаций инженеров:

  • технолог – оптимизирует процесс работы установок, устройств, роботов и совершенствует их;
  • конструктор – проектирует, создает и испытывает новые изобретения;
  • физик – применяет профильное образование и знания по физике для разработки новых изделий и повышения их функциональности;
  • биолог – основываясь на знаниях и биологических процессах, решает технические задачи (клонирование органов, стимулирование роста растений);
  • программист – пишет программное обеспечение и алгоритмы для достижения максимального уровня автоматизации производства;
  • экономист – анализирует экономические показатели и ищет пути их улучшения;
  • военный – применяет навыки инженера для создания военной техники, ее обслуживания и улучшения.

Тем, кто планирует связать свою жизнь с инженерным делом, рекомендуется изучить описание профессии в каждом конкретном случае. Окончательный выбор влияет на то, какие предметы нужно сдавать при поступлении в вуз, каким будет набор профилирующих дисциплин. Он определит место службы, требования к специалисту и перечень должностных обязанностей.

Где можно работать по специальности

В инженерах нуждаются многие категории предприятий. Без них не обходятся изобретательское, конструкторское и производственное направления. Опытный специалист может применять свои профессиональные навыки в НИИ, конструкторских бюро, производственных заводах, коммерческих предприятиях. Профильное высшее образование данного типа востребовано в медицине и металлургии, строительстве и связи, машиностроении, военном производстве и многих других отраслях.

Характеристика специалиста

Профессия инженера требует наличия обширных профильных знаний. Чтобы работать по направлению, необходимо получить высшее образование, среднего или средне-специального недостаточно.

Независимо от категории специализации работника, существуют требования к типу его мышления – оно должно быть математическим, логическим, предрасположенным к анализу.

Желаемые личные качества инженера:

  • аккуратность вплоть до педантичности;
  • ответственность и усидчивость;
  • креативность и наличие пространственного воображения;
  • целеустремленность и инициативность;
  • уверенность в своих силах и умение отстаивать точку зрения.

Профессия инженера – это призвание. Удовлетворить все перечисленные требования способен тот человек, который готов часами выполнять сложные математические вычисления и искать решение поставленной задачи. Он готов регулярно посещать профильные форумы и курсы, чтобы повышать свои квалификационные показатели и приобретать новые умения.

Преимущества и недостатки профессии

У должности инженера имеются положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, людей, влюбленных в это направление, его минусы не пугают и не отталкивают. Многие готовы заниматься выбранным делом даже в том случае, если им не обещают высокую зарплату или возможности карьерного роста.

Плюсы направления

Сегодня о профессии инженер говорят, как об одной из самых востребованных специальностей. По статистике, 80% людей, получивших профильное образование, трудоустраиваются в течение 3-6 месяцев. Благодаря разнообразию предложений от работодателей, даже молодой специалист может выбрать наиболее интересное направление.

Еще одним плюсом считается рост заработной платы работников в ответ на повышение их профессионализма. В случае необходимости дипломированный инженер в России всегда может повысить свои квалификационные показатели за счет обучения на коммерческих и бюджетных форумах или курсах. Люди, которые всегда готовы учиться в данной отрасли, способы занимать ключевые позиции на предприятиях с мировым именем.

Также людей привлекает четкий перечень должностных обязанностей инженера. Он зависит от направления его деятельности и поставленных задач. Чаще всего такие сотрудники работают по собственному графику, который позволяет им равномерно распределить свои силы и максимально быстро добиться поставленной цели.

Минусы инженерного дела

На первом месте в списке недостатков инженерных специализаций стоит необходимость выполнять монотонную работу, которая требует особой концентрации. Малейший просчет работника или совершенная на практическом этапе ошибка создают риск снижения эффективности производства и даже развития опасной ситуации. При этом зарплата инженера не всегда соответствует такому уровню ответственности.

Не так просто получить образование в данной области. Мало поступить в выбранный вуз, надо еще и посвятить несколько лет изучению ряда сложных дисциплин: математический анализ, сопромат, черчение и многочисленные узконаправленные предметы. С получением диплома и началом работы в должности инженера эти сложности не заканчиваются. Амбициозный и ответственный специалист должен постоянно совершенствовать свои навыки, быть в курсе последних технических тенденций и научных достижений.

Мало знать все то, что нужно, чтобы стать хорошим инженером. Надо обладать огромным терпением, чтобы добиться успеха на этом поприще. В течение первых лет после окончания вуза только самая талантливая и активная молодежь получает желаемые должности в интересной отрасли. А основной доле выпускников приходится сначала накапливать опыт и зарабатывать имя, трудясь за минимальный оклад.

Как стать инженером?

Планируя заявить о себе в перспективной, но специфической отрасли, рекомендуется оценить степень совместимости с направлением. В этом поможет профориентация. Комплекс мероприятий, основанный на тестировании, позволит установить тип личности, склад ума, особенности мышления соискателя.

Первые шаги в инженерном деле

В теории требования вузов к будущим инженерам редко выходят за пределы школьной программы. На практике большое внимание уделяется достижениям абитуриента. Хороший специалист получится из молодого человека, который с ранних лет увлекается техникой, моделированием и конструированием изделий. Дополнительным плюсом станет усиленное изучение в школе таких дисциплин, как физика и математика. Шансы на завидную карьеру повышаются у ребят, которые посещали кружки техников, факультативы по изучению биологических, химических и физических процессов.

Куда пойти учиться на инженера?

Выбирая между различными профильными вузами, рекомендуется изначально определиться с интересами и дальнейшими целями. Это повлияет на то, какие экзамены нужно сдавать на инженера и установит перечень изучаемых дисциплин. Будущие робототехники посвящают основное время освоению принципов работы искусственного интеллекта. У авиаторов на первом месте физика, правила конструирования аппаратов и авионика. Биотехнологи зубрят биологию и химию. Независимо от категории обучения, много времени отводится математическим и техническим дисциплинам.

Образовательные учреждения с самыми престижными инженерными вузами:

  • Государственный университет МФТИ;
  • МГУ;
  • МИФИ – Национальный исследовательский ядерный университет;
  • НИУ «Высшая школа экономики»;
  • РЭУ имени Г.В Плеханова;
  • МГТУ имени Баумана;
  • Политехнический университет Санкт-Петербурга.

Какие предметы сдавать на инженера, зависит от типа выбранной специализации. Большая часть вузов ограничивается результатами ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. Университеты имени Плеханова и Баумана, МГУ и МФТИ зачастую проводят дополнительные вступительные испытания с целью более тщательного отбора соискателей на места.

Читать еще:  Кадастровый инженер сызрань

Возможности карьерного роста в профессии

Инженер в России имеет хорошие шансы на развитие своего таланта при условии наличия у него высокого уровня квалификации. Особенно активные молодые люди уже в студенческие годы находят места для стажировки, подрабатывают лаборантами или техниками на своих же кафедрах. К моменту получения диплома они уже обладают практическим опытом и им не страшны требования работодателей.

Инженер в России с каждым годом получает все больше шансов на карьерный рост. Многие сферы деятельности, в которых не обойтись без таких сотрудников, стремительно развиваются благодаря коммерческим вложениям и государственным грантам. Нередки случаи, когда уже через 5-7 лет работы молодые профессионалы получают должности руководителей проектов. Амбициозные работники, генерирующие смелые и перспективные идеи, получают возможность их самостоятельной реализации в команде единомышленников.

Сколько зарабатывает инженер?

Уровень зарплаты инженера значительно колеблется в зависимости от стажа, квалификации, сферы деятельности сотрудника. На начальном этапе она составляет 15 – 25 тыс. рублей в месяц.

По данным на второй квартал 2017 года средняя зарплата инженера с опытом составляет от 35 до 70 тыс. рублей.

Профессионалы, которые заняты на ответственных постах, сложных, опасных или стратегических важных производствах, получают в разы больше. На высокий доход могут рассчитывать работники коммерческих частных организаций. Их доходы составляют в среднем 80 — 130 тыс. рублей в месяц.

Зарплата на 29.02.2020

Россия
25000—100000 ₽

Москва
60000—150000 ₽

За последние 10 лет специфика работы в сфере инженерного дела кардинальным образом поменялась. Теперь это востребованная профессия, которая приносит своим представителям не только моральное удовлетворение, но и финансовое благополучие. С каждом годом, область развивается все активнее, появляются новые направления и группы специализации. Каждая из них нуждается в молодых и увлеченных делом кадрах.

Каким должен быть инженер будущего

Спор о том, как надо учить «на инженера», идет давно. Вузы отстаивают традиционное базовое образование, работодатели недовольны тем, что молодых специалистов надо обучать профессии почти с нуля. Сейчас спрос на инженеров растет в самых разных отраслях: от машиностроения до биотехнологий, и подход наконец меняется: высококвалифицированных инженеров готовят с помощью практико-ориентированного обучения.

Хотя у абитуриентов профессии психолога, юриста и экономиста все еще популярны, эксперты и HR-специалисты в один голос говорят, что наиболее востребованы на рынке труда выпускники, получившие естественнонаучные и технические специальности. Компании обещают молодым инженерам привлекательные зарплаты, но все равно не могут закрыть вакансии. Проблема в том, что работодатели хотят нанять не любого сотрудника, а лишь «готового» — такого, на которого не надо тратить много времени, чтобы довести его до приемлемого уровня профессионализма. Но разрыв между запросами работодателей и реальной компетентностью выпускников велик.

Вызвано это в первую очередь ригидностью системы образования. Да, российская инженерная школа с начала ХХ века стабильно давала высококвалифицированных специалистов, но это не значит, что в наши дни те же программы подготовки инженеров будут эффективными. Развитие технологий ведет к смене парадигмы производства — некоторые профессии исчезают, становятся привычными новые, которые раньше фигурировали лишь в научно-фантастической литературе, а современные требования к третьим кардинально меняют подход к профессиональной подготовке. Например, распространяется аддитивное производство, когда деталь не вытачивается вручную на станке из болванки, а создается (буквально печатается на 3D-принтере) по программе в заданных параметрах — цифровая модель воплощается в физическом мире без участия человека. «Атлас новых профессий», созданный АСИ и «Сколково», пунктирно дает сведения о том, где сейчас эти профессии можно получить.

Однако решение есть — оно в развитии связей между вузами и работодателями. Олег Гогин, гендиректор компании «Нисса Диджиспейс», которая занимается разработкой высокотехнологичных комплексов для цифрового производства, говорит: «Нам нужны новые кадры, которые не надо долго учить, а то и переучивать. И такая потребность есть не только у нас, она есть у рынка. Наши партнеры — коммерческие и государственные производственные компании — нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, обладающих компетенциями в области цифрового производства и применения аддитивных технологий. Для формирования таких компетенций нужны соответствующие образовательные программы и практика. Мы сотрудничаем с МАИ, Московским политехом и другими инженерными вузами, чтобы интегрировать наш опыт разработки и внедрения комплексов аддитивного производства в образовательные программы, а также обеспечить прямой диалог наших индустриальных заказчиков с вузами для организации проектного обучения».

Проектное обучение означает, что с первого курса студенты не только изучают теорию, но и практически участвуют в реализации инженерных проектов. В конце семестра представляется результат — действующий прототип, опытный образец или готовое работающее изделие. Часто над ним работает междисциплинарная команда, в которую входят студенты разных факультетов: машиностроители, дизайнеры, экономисты и проч. За каждым проектом стоит заказчик — отраслевая компания. Как рассказали в МГТУ им. Н. Э. Баумана, студенты должны учиться на практике применять знания, которые они получают на лекциях. На младших курсах это домашние задания и лабораторные работы, на старших практическое освоение материала идет во время курсового проектирования и далее во время дипломного проекта.

«Раньше было такое выражение «меловая физика» — саркастическое, потому что физике или химии нельзя учить в классе с мелом у доски, это экспериментальные науки,— говорит проректор МГТУ по учебной работе Борис Падалкин.— Нужны приборы, реактивы, обязательно эксперимент, чтобы человек понимал, как то или иное явление реализуется на практике, изучал его с помощью каких-то методов, приборов или систем. Точно так же наши студенты в обязательном порядке ездят на практику, смотрят, что происходит на заводах, работают на рабочих местах, выполняют определенные элементы инженерной деятельности. Именно поэтому наши ребята, на наш взгляд, обладают конкурентными преимуществами перед сверстниками, когда оканчивают университет. Мы наблюдаем за новыми технологиями и, конечно, стараемся, чтобы наши ребята увидели передний край науки и техники сегодня, причем не на уровне каких-то лабораторный установок, стендов и технологий, а на уровне практического применения на предприятиях».

Без «обратной связи» с потенциальными работодателями невозможно подготовить высококлассного специалиста. «Мы дали серьезные полномочия руководителям образовательных программ — их в нашем университете более 60, это состоявшиеся отраслевые специалисты, они могут преподавать сами и привлекать своих коллег к занятиям со студентами,— объяснил ректор Московского политеха Андрей Николаенко.— Кроме того, мы завели практику экспертных советов для каждого факультета. В них входят представители индустрии, они собираются на экспертные сессии, чтобы влиять на содержание образовательных программ». У продвинутых вузов число компаний-партнеров измеряется сотнями. Объясняется это, в частности, тем, что таких понятий, как «распределение» и «целевой заказ», уже нет. Предприятия редко нанимают одновременно даже десяток сотрудников — скорее единицы, поэтому деловых партнеров должно быть как можно больше.

«В МАИ взаимодействие с предприятиями идет по двум направлениям,— рассказали в пресс-службе вуза.— В первом случае студенты привлекаются для работы по договору между вузом и заказчиком на тех же условиях, что и сотрудники университета. Это может быть работа в рамках курсовых, дипломных, научно-исследовательских проектов. Во втором — делают свой индивидуальный проект под кураторством научного руководителя на предприятии. Такая практика существует на всех направлениях обучения, связанных с реальным производством и, разумеется, аддитивными технологиями. Благо у МАИ есть весь спектр современного оборудования, позволяющий выполнять работы для предприятий в стенах университета». В МАИ приводят в пример работу студентов кафедры «Технология производства двигателей летательных аппаратов»: для НПО «Энергомаш» они спроектировали и изготовили детали ракетных двигателей методом спекания порошков, для Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля — аэродинамические модели для продувки вертолетов методом лазерной стереолитографии, для коммерческого «АиМ Холдинга» — медицинские приборы и радиотехнику с помощью стереолитографии и литья в силиконовые формы.

Читать еще:  Какой инженер по технике безопасности

«Для нас открытием стала новая форма сотрудничества — курирование тем по проектной деятельности в Московском политехе,— призналась Людмила Оржеховская, менеджер по кадровым проектам дилерской сети «BMW Group Россия».— Очень удобно: ты видишь студентов, они видят компанию как работодателя, и постепенно каждая сторона определяется с взаимностью интереса на будущее — своего рода профориентация. Студенты порадовали — уровнем, подходом. Есть очевидные звездочки, это ожидаемо — они везде есть, но больше впечатлил общий уровень: яркие, интересные идеи, их смело защищают, делают выводы и быстро берут в расчет обратную связь. В вузе постоянно идут практические занятия, взаимодействие с работодателями, конференции, конкурсы — в общем, есть ощущение, что созданы все возможности для того, чтобы студенты нашли себя, свое призвание уже на ранних стадиях, в стенах вуза, а не методом проб и ошибок уже после выпуска, как это часто, к сожалению, бывает».

Как оценить практические навыки студентов? Для этого в ряде вузов проводят экзамены по международной методике WorldSkills. На таком экзамене невозможно списать, фальсифицировать якобы имеющиеся знания. Получить положительную оценку можно, только продемонстрировав реальные умения. Например, биотехнологу надо провести лабораторный анализ, веб-разработчику — сверстать сайт. Выпускники с практическими навыками без труда находят работу по специальности.

В ГК «Штрих-М», специализирующейся на автоматизации розничной торговли, доля инженеров, электронщиков, IT-специалистов в общей численности персонала превышает 60%. «Технологии постоянно развиваются, появляются новые направления развития, поэтому в наших компаниях постоянно открываются новые вакансии для специалистов инженерного профиля,— говорит гендиректор компании Андрей Журавлев.— Наш бизнес требует специфических знаний в разработке, поэтому зачастую «воспитать» специалиста из выпускника, получившего хорошее инженерное образование, проще, чем найти готового специалиста, обладающего нужным багажом знаний, так как такого человека на рынке труда может просто не быть. Традиционно мы ищем будущих сотрудников среди студентов и выпускников МГТУ имени Баумана, МИФИ, других инженерных вузов. В последнее время на чемпионатах WorldSkills и других инженерно-прикладных соревнованиях мы стали замечать ребят из Московского политеха, которые показывают стабильно высокие результаты. Ряду студентов факультета информатики и систем управления, засветившихся на таких соревнованиях, мы предложили сотрудничество».

У ведущих инженерно-технических вузов хорошие показатели трудоустройства выпускников по специальности в течение первого года после обучения (у отдельных направлений подготовки, например, таких, как «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», этот показатель превышает 85%).

Вузы пока еще не начали массово выпускать специалистов, прошедших проектно-ориентированное обучение. Как оно поможет трудоустройству выпускников, покажет время. Отраслевые и рыночные форсайты прогнозируют, что инженер будет одной из самых престижных и высокооплачиваемых специальностей. Так что перспектива у нее есть.

CDIO: Новый международный стандарт

В 2000 году Массачусетский технологический институт (MIT) предложил реформировать инженерное образование по принципам CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate — «задумай, спроектируй, реализуй, управляй»). Теперь это международный стандарт, согласно которому выпускник инженерного вуза должен освоить полный жизненный цикл проекта — от замысла до внедрения. Обучение сосредоточено на практической деятельности, а не на решении абстрактных задач. Сейчас практико- или проектно-ориентированное обучение введено более чем в 130 университетах мира. В России концепция получила распространение в 2010 году не в последнюю очередь благодаря Эдварду Кроули (тогда — ректору Сколтеха). На принципы CDIO опираются, например, в Томском политехническом университете, ТУСУРе, МАИ, Физтехе, Московском политехническом университете.

Какими должны быть инженеры будущего?

Профессор Стэнфордского университета Джеймс Пламмер рассказал о том, каких навыков недостает студентам инженерных специальностей сейчас, чтобы приспособиться к кардинально меняющемуся миру.

Важные инновации во многих областях, включая энергетику, медицину, транспорт, робототехнику и искусственный интеллект, уже совсем рядом. И инженеры сыграют ключевую роль в создании технологий 21 века. Но они не будут похожи на инженеров прошлого.

Это было ключевой мыслью выступления профессора и бывшего декана Джеймса Пламмера, которое открывало первый IEEE Vision, Innovation, and Challenges Summit в Сан-Франциско. Так как в автоматизированном мире для людей останется меньше работы, образовательная система должна будет создавать технических профессионалов, которые будут делать то, чего не могут компьютеры.

Для инженерного образования это означает несколько вещей. Докторские программы вряд ли сильно изменятся, а вот магистерские программы, по крайней мере, с очным посещением, исчезнут. «Вместо этого образование будет сосредоточено вокруг обучения на протяжении всей жизни и актуальных знаний, которые будут доступны онлайн».

Бакалавриат останется, но сильно изменится. «Сегодня от студентов ожидают готовности к работе уже с бакалаврской степенью, поэтому 75% их обучения — это спецкурсы. Первый год выступает в качестве фильтра: мы отправляем студентов изучать математику и науку и просим их вернуться, если они выживут, поэтому 50% или больше отчисляются», — объяснил Пламмер.

Этот тип образования, который закрывает возможности изучения, например, гуманитарных наук, очень структурирован, поэтому «многие студенты говорят: “Зачем мне это делать, когда я могу заниматься в жизни более интересными вещами?”»

Я всегда говорил студентам, что не важно, чему мы вас учим — знания устареют, когда вы выпуститесь, поэтому гуляйте и хорошо проводите время. — Джеймс Пламмер, Стэнфордский университет.

Мир теперь менее разделен. «Карьеры становятся глобальными и непредсказуемыми. Необходимо обучение на протяжении всей жизни. Половина инженерных знаний имеет срок жизни от трех до пяти лет».

Пламмер выступает за расширение инженерного образования, чтобы оно включало больше гуманитарных знаний и жизненных навыков для того, чтобы подготовить будущих инженеров к непредсказуемой карьере. Им будут необходимы коммуникационные навыки, способность работать в команде, общие знания и предпринимательский склад ума в той же степени, что и технические навыки.

Большим вызовом по-прежнему остается задача научить студентов тому, что провалы случаются, и необходимости восстанавливаться после неудач. «Это важный для жизни навык. Я не нашел способа сделать этого при традиционном обучении в классе. Сложно поощрять провал и оценивать студентов. Лучше всего обучить неудачам у нас получилось вне учебных кабинетов, устраивая соревнования между студентами и создавая среду, полную возможностей для работы над недостаточно описанными проблемами».

Пламмер также сказал: «Существующие инженерные программы, [которые поощряют] креативность, инновации, обучение на основе работы над проектами и командную работу — всего этого мне не давали в студенчестве — они изменят молодых людей, выходящих в мир. Быть инженером станет круто».

Читать еще:  Компетенции инженера будущего

Эти изменения также помогли сделать сообщество инженеров более разнообразным. Пламмер отметил, что женщины составляют половину студентов инженерных специальностей, но не на электротехнике или информатике, а в областях биоинженерии, инженерии окружающей среды и дизайна продуктов. Эти инженерные программы уделяют внимание решению реальных проблем в командах. «Может быть, женщины всегда были умнее. Они не хотели терпеть традиционную рабочую среду инженеров».

Несмотря на новшества, которые уже начали наполнять инженерное образование, 90% выпускников колледжей в США не являются студентами-инженерами в то время, когда необходимо больше выпускников инженерных специальностей, чтобы создать мир, который нам нужен. Мы должны задуматься о том, как распространить изменения в образовании, которые будут направлены на получение необходимых навыков ещё в школе, считает Джеймс Пламмер.

И творить, и продавать. Каким будет инженер будущего

Гений-одиночка или командный игрок?

Социологический опрос, проведенный в 2014 году Аналитическим центром Юрия Левады, показал, что большинство респондентов не представляют себе инженера как замкнутого, необщительного человека. Видимо, это сказывается наследие советской инженерно-технической культуры. Вспомним повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», которая передает тот самый идеализированный заговорщицкий дух коллективного технического творчества. Инженер решает важные для общества задачи в команде, советуясь с «коллегами по цеху».

К слову, эта книга действительно влияет на выбор профессии инженера. «Когда я проводил интервью в рамках исследования культуры инженеров, эту повесть упоминали практически все, даже молодые. Они говорили, что фантастика в целом играла значимую роль в момент их профессиональной социализации», – рассказывает Роман Абрамов, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Исследование Абрамова показало, что инженеры ориентированы на обмен идеями и мнениями. Внутри их профессиональных сообществ, несмотря на то что во многих современных компаниях введена индивидуальная оценка достижений, есть стремление к взаимопомощи, обмену знаниями, коллективности.

Конечно, развитие технологий в инженерной индустрии усиливает автоматизацию и дифференциацию труда, но вряд ли это приведет к тотальной индивидуализации. Продукты инженерной мысли часто требуют коллективных усилий, а значит — коммуникации.

Коммуникации и креативность

Большинство людей, высказывавшихся в рамках упомянутого уже социологического опроса, не согласились с утверждением о том, что «инженеры часто являются слегка чудаковатыми людьми».

Современные инженеры начинают понимать, что важно не только произвести товар, но еще и представить его, а значит, необходимо налаживать коммуникации не только внутри профессионального сообщества.

Многие инженеры принимают участие в профессиональных выставках, профильно-отраслевых конференциях. Они начинают ощущать себя полноценными участниками большой рыночной игры. «Я в поезде брал интервью у инженеров, которые занимались сложным радиоэлектронным оборудованием, они как раз ехали в другой город для того, чтобы представить заказчику свою продукцию и наладить необходимые связи», — рассказывает Роман Абрамов.

Конечно, стоит учитывать специфику отрасли. Например, инженеры закрытых конструкторских бюро и предприятий не очень-то общаются с внешним миром. Да и целиком взять на себя функции маркетолога или пиарщика инженеры не могут, однако налаженная коммуникация инженера одной компании с представителем другой сегодня крайне важна. Более того, умение продавать произведенный товар и общаться с заказчиками дает инженеру возможность заниматься выполнением частных заказов и даже пробовать себя в предпринимательстве.

Во время семинара по техно-инновациям в Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ социологи представили итоги исследования инженеров, занявшихся инновационным предпринимательством. Опрос проводился в четырех странах: Тайване, Южной Корее, России и Финляндии.

Выяснилось, что для российских инженеров моменты, связанные с творчеством, креативностью, созданием чего-то нового, важнее чем просто заработок. Для инженеров из других стран мир творчества второстепенен. «Заработок для наших технарей, безусловно, важен, но еще значимее, чтобы получаемые деньги были связаны с производством чего-то нового. И в этом смысле они — наследники мира вдохновения, преемники советской научно-технической культуры», — уверен Абрамов.

Советская инженерная культура многое взяла от советского идеализма, который особенно стал проявляться в начале 60-х годов. Характерная черта — это, например, постоянные переработки. Не работа от звонка до звонка для того, чтобы решить какую-нибудь узкую проблему, а творческий процесс, направленный на создание чего-то масштабного, у которого нет временных рамок. Советская инженерная смекалка — феномен, который появился благодаря симбиозу фундаментального широкого советского технического образования и плохого менеджмента конструкторских бюро. Достаточно часто инженерам приходилось работать без необходимых материалов и ресурсов, так что им надо было выкручиваться и придумывать нестандартные решения.

Важная особенность инженерной культуры в России — стремление изобретать сложные, нестандартные, творческие подходы, а не просто решать стандартные проблемы в рамках своей узкой области.

Минус такого подхода — отсутствие по-настоящему глубоких знаний в той узкой области, которой человек занимается. Плюс — в универсальности: такие специалисты-«эрудиты» успешнее создают что-то новое.

«В будущем у нас, скорее всего, будет движение в сторону узкого специалиста по западной модели, — считает Роман Абрамов. — Я брал интервью в одной инновационной компании, которая поставляет техническое оборудование для нефтегазовой отрасли. Все взрослые инженеры говорят, что те молодые специалисты, которые приходят к ним на работу, — хорошие, но другие. Они заточены на решение более узких, конкретных проблем».

«Переосмысление инженерного образования»

Так называется книга, написанная авторским коллективом во главе с Эдвардом Кроули, президентом Сколковского института науки и технологий. В ней описывается подход CDIO (Conceive, Design, Implement and Operate — осмысляй, создавай, претворяй в жизнь и управляй) — один из путей реформирования современного инженерного образования.

Возрастающая роль технологий в жизни общества, новые научные открытия, стирание границ между странами и академическая мобильность, изменение гендерных стереотипов и, наконец, государственная политика — все эти факторы формируют запрос на изменения в инженерном образовании.

Эксперты полагают, что сегодняшний выпускник технического вуза должен уметь планировать, проектировать, производить и применять комплексные инженерные объекты, процессы и системы с добавленной стоимостью в современных условиях командной работы. Более того, у него должны быть компетенции, которые позволят управлять всеми этими процессами.

Современный инженер должен понимать, как именно научный и технический прогресс будет воздействовать на общество. Для этого его знания не должны ограничиваться естественно-научными и техническими дисциплинами — он должен разбираться в истории, экономике, социологии, психологии, литературе и искусстве. Только так, полагают эксперты, можно создавать оптимальные инженерные решения.

«Современные студенты должны уметь совмещать естественные и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, владеть профессиональной этикой и ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями и новаторами, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Студенты должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести инженеры в развитие общества», — подытоживает запросы современного общества к этой важнейшей профессии президент Национальной инженерной академии США Чарльз Вест.

Так что инженер XXI века — это по-настоящему инновационная профессия, истинная профессия будущего.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector