Igro-zon.ru

Работа и жизнь
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерное образование это

Инженерное образование это

Первоначально обучение инженерному делу происходило непосредственно в процессе труда от мастера к ученику. Данная форма обучения существовала и во времена Античности, и в Средневековье: в цеховой системе, по большому счёту, сохранялся тот же принцип. Ученик поступал на обучение на производство, во главе которого стоял мастер, выполнял первоначально самые простые операции, в дальнейшем он мог стать подмастерьем, после чего, набравшись опыта, мог открыть собственную мастерскую. По мере накопления теоретических знаний становилось возможным проводить обучение в отрыве от производства. Но до изобретения книгопечатания накопление и систематизации знаний происходила очень медленно. «Десять книг об архитектуре» являются уникальным примером попытки такой систематизации инженерных знаний. Но единичные попытки не могли вывести образование на новый уровень.

После изобретения печатного станка становится возможным собирать, анализировать и распространять инженерные знания. Выходят в свет такие труды как «О горном деле и металлургии» (англ. De re metallica ) (1530—1556) Георгия Агриколы, «О фортификации» (Delle fortificazioni) (1570) Галассо Альгизи (итал. Galasso Alghisi ), «О фортификации городов» (Della fortificatione delle città) (1664) Джироламо Маджи (англ. Girolamo Maggi ) и Джакомо Фусто Кастриотто. Также появляются труды выдающихся учёных: Галилея, Декарта, Торричелли.

В 1653 году в Пруссии открывается первая кадетская школа, готовящая инженеров. Также с целью обучения военных инженеров в XVII веке в Дании создаётся первое особое училище. В 1690 году во Франции основывается артиллерийская школа.

Первым инженерно-техническим учебным заведением России начавшим давать систематическое образование становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук. Образование военных инженеров началось ещё во времена правления Василия Шуйского. На русский язык был переведён «Устав дел ратных», где среди прочего рассказывалось и о правилах обороны крепостей, строительстве оборонительных сооружений. Обучение вели приглашённые иностранные специалисты. Но именно Петру I принадлежит выдающаяся роль в развитии инженерного дела в России. В 1712 году в Москве открывается первая инженерная школа, а в 1719 году вторая инженерная школа в Петербурге. В 1715 году создается Морская академия, в 1725 году открывается Петербургская академия наук с университетом и гимназией.

В 1716 году во Франции учреждается Корпус инженеров путей сообщения. В 1747 году Жан Родольф Перроне основывает в Париже «Школу мостов и дорог». В первое время обучение в ней проходило как в обычной ремесленной школе, однако уже в 1775 году она преобразуется в «Национальную школу мостов дорог» и подготавливает выпускников высшего инженерного образования. В 1794 году открывается публичная трудовая школа.

В 1742 году открывается Дрезденское инженерное училище, в 1744 году — Австрийская инженерная академия, в 1750 — Аппликационная школа в Мьезере, 1788 — Инженерная школа в Потсдаме.

Первым учебником по инженерному делу можно считать выпущенный в 1729 году учебник для военных инженеров «Наука инженерного дела».

Современная система высшего инженерного образования в России рождается в девятнадцатом веке. Первым высшим инженерным учебным заведением становится в 1810 году основанное в 1804 году Главное инженерное училище Российской империи (а ныне ВИТУ) по причине добавления дополнительных офицерских классов и двухгодичному продолжению обучения офицеров, в отличие от всех других кадетских корпусов и инженерных учебных заведений России. Как писал выдающийся учёный механик и выпускник Института инженеров путей сообщения Тимошенко, Степан Прокофьевич в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем именно на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно высоком уровне уже на первых курсах и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. [2]

В 1809 году в Санкт-Петербурге Александр I основывает Корпус инженеров путей сообщения. При нём учреждается Институт (Институт Корпуса инженеров путей сообщения). Одно из первых высших технических учебных заведений России стало впоследствии альма-матерью многих талантливых русских инженеров и профессоров.

В течение XIX века продолжалось создание различных специализаций и направлений высшего инженерного образования происходившее в процессе перехода наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего образования, что привело к качественному развитию, так как каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого свою собственную программу нового направления или специализации высшего инженерного образования, заимствуя передовой опыт других, сотрудничая и обмениваясь инновациями. Одним из выдающихся организаторов этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев.

В Англии специалистов-инженеров готовили следующие учреждения: Институт гражданских инженеров (Англия) (англ. Institution of Civil Engineers ) (основан в 1818 году), Институт инженеров-механиков (англ. Institution of Mechanical Engineers ) (1847 год), Институт морских архитекторов (англ. Royal Institution of Naval Architects ) (1860 год), Институт инженеров-электриков (англ. Institution of Electrical Engineers ) (1871 год).

Инженерное дело как профессия

Люди, которые постоянно и профессионально занимаются инженерией, называются инженерами. Инженеры применяют свои научные знания для нахождения подходящего решения проблемы или для создания усовершенствований.

Решающая и уникальная задача инженеров состоит в идентифицировании, понимании и интерпретации ограничений проекта для осуществления успешного результата. Как правило, недостаточно создать успешный продукт; он должен отвечать дальнейшим требованиям.

В целом, жизненный цикл инженерного сооружения можно разделить на несколько этапов:

  • потребность
  • исследование
  • проектирование
  • строительство
  • эксплуатация
  • ликвидация.

Процесс инженерной деятельности начинается с формирования потребности в искусственном механизме или процессе. Изучив эту потребность, инженер должен сформировать замысел решения, которому необходимо придать определённую форму — проект. Проект нужен, чтобы замысел инженера (группы инженеров), существующий как идея, стал понятен другим людям. Проект в дальнейшем воплощается в реальность с помощью строительных материалов.

При решении стоящей перед ним задачи инженер может использовать уже наработанные решения. В частности, широкое распространение с самых ранних времён получило типовое проектирование. Однако для нетривиальных задач стандартных решений недостаточно. В таких случаях можно говорить об инженерном деле как об «инженерном искусстве», когда применяя специализированные знания инженер должен создать объект, придумать способ, каких ещё ранее не существовало. Профессиональное мышление инженера представляет сложный психический процесс, который, как и любое искусство, трудно поддаётся формализации. В общем приближении можно выделить следующие этапы при решении инженерной задачи:

  • понимание технических требований, содержащихся в начальной задаче;
  • создание замысла решения;
  • подтверждение или опровержение замысла.

Данные этапы не обязательно проходят последовательно, скорее, процесс формирования ответа на поставленную задачу проходит циклически, и не всегда с ясным осознанием. Иногда догадка может явиться как интуитивное озарение. Основанная на накопленном опыте, она в дальнейшем может быть объяснена и проанализирована, однако в первый момент нет возможности сказать как и почему она родилась. Догадки возможны при интуитивном подтипе мышления, который можно считать основным источником порождения идей. Он тесно связан и с другими подтипами: синтетическим и аналитическим, творческим и рутинным, логическим.

Эйфелева башня
(Густав Эйфель, Морис Кеклен (англ. Maurice Koechlin ), Эмиль Нужье (англ. Émile Nouguier ) и др.)
ИнженерыИдеяПроектСтроительствоГотовое сооружение



CAE-системы

CAE (Computer-Aided Engineering) — компьютерный инжиниринг на основе применения CAE-систем.

Инженер – это двигатель технического прогресса

Инженер – профессия многоликая и имеет множество специализаций в разных сферах человеческой деятельности.

История профессии

Считается, что профессия инженера появилась во II столетии до н. э. на Апеннинском полуострове – так в Древнем Риме и Греции называли мастеров, которые разрабатывали и обслуживали военные механизмы и устройства. Ее название происходит от французского слова ingenieur, восходящего к латинскому ingenium, означавшему «изобретательность».

Почти полтора тысячелетия инженеры специализировались на военном деле, и только в XVI веке в Голландии они стали заниматься возведением дорог и мостов. В России первым техническим вузом была Школа Пушкарского приказа в Москве, основанная Петром I.

В советские времена инженерное образование давало шанс переехать работать в город и рассчитывать на определенные социальные блага (например, квартиру). Но в целом большинству специалистов платили мало, и особой возможности реализовать свои идеи не было. К тому же на рынок труда выпускалось слишком много технарей, что приводило к тому, что их труд не получал должного уважения.

Сейчас научная мысль развивается стремительными темпами, открываются новые направления деятельности, производство становится все более сложным и технологичным. Этот процесс требует все более узких специализаций работников и умения ориентироваться в меняющемся мире, быстро схватывая и продвигая новые идеи.

Читать еще:  Инженерно экологический факультет

Описание профессии

Итак, кто такой инженер и чем он занимается. Сфера приложения его профессиональных знаний – самые разные отрасли народного хозяйства, в первую очередь, промышленное производство.

Специальности у инженеров могут быть разными:

  • конструкторы занимаются разработкой новых механизмов и систем, агрегатов и деталей, а также модернизируют уже существующие устройства;
  • технологи обслуживают производственное оборудование, оптимизируют процессы производства с целью повышения их эффективности;
  • экономисты занимаются расчетами экономических показателей;
  • организаторы обеспечивают текущие потребности предприятий относительно их хозяйственной деятельности.

В рамках этих специализаций инженеров выделяются профили, в том числе такие:

  • электрик – разрабатывает, модернизирует, испытывает и монтирует электрооборудование в промышленности;
  • строитель – проектирует различные постройки (мосты, здания, автомобильные и железные дороги);
  • химик – улучшает качественные показатели выпускаемой продукции путем совершенствования технологических процессов;
  • биоинженер – использует открытия в области биологии на пользу человечеству, например, в медицине, производстве лекарств и продуктов питания;
  • сметчик – определяет расчетную стоимость строительства, согласовывает расценки на проведение строительно-монтажных работ, проверяет правильность вычислений и готовит акты выполненных работ;
  • эколог – разрабатывает способы сохранения окружающей среды при помощи новых технологий, улучшает очистные сооружения инженерных сетей, заводов и фабрик;
  • военный инженер – специалист по совершенствованию и изготовлению оружия, боевых машин, техники двойного назначения;
  • программист – пишет компьютерные коды и приложения для обеспечения работы станков и другого технологического оборудования;
  • киповец – обеспечивает бесперебойную работу автоматических систем, использующихся на производстве и в других сферах деятельности.

Теперь о том, где работают инженеры. Сферы их деятельности очень многочисленны, но чаще всего специалисты трудятся на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро. Не обойтись без них и в медицине, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.

На каких специальностях учиться

Решая, как стать инженером, надо иметь в виду, что соответствующее образование можно получить только в вузе – в колледжах или техникумах, конечно, тоже учат по специальностям инженерных профилей, но для работы в среднем производственном звене.

Основные направления инженерного образования:

  • технология машиностроения;
  • автомобили и автомобильное хозяйство;
  • метрология, стандартизация и сертификация;
  • металловедение и термическая обработка металлов;
  • нефтегазовое дело;
  • автоматизация технологических процессов и производств;
  • информационные технологии и др.

Это далеко не полный список инженерных специальностей: о профилях, по которым можно получить образование, надо узнавать в конкретном вузе – на сайте или в приемной комиссии.

Чтобы поступить на инженера, нужно сдавать ЕГЭ по обязательному русскому языку, профильной математике, физике, информатике, химии (в зависимости от избранного профиля).

Лучшие вузы для обучения

Исторически сложилось так, что лучшие технические вузы страны, в которых можно получить профессию инженера, находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но и в крупных региональных центрах также есть мощные университеты с хорошим преподавательским составом и материальной базой.

В обеих столицах тон в инженерном образовании задают, например:

  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого. Дает высшее образование инженерам уже более 120 лет. В число базовых структур вуза входят институты компьютерных наук, прикладной математики, транспортных систем и энергетики, физики и нанотехнологий, биомедицинских систем и др. Есть представительство в Шанхае (Китай) и информационный центр в Мадриде (Испания), реализуется ряд международных образовательных программ.
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ» (г. Москва). Занимает ведущую роль в подготовке кадров для атомной и тепловой энергетики, электротехники, автоматики и электроники. Выпускники вуза проводят научные исследования, занимаются проектной, монтажной и наладочной деятельностью на АЭС И ТЭС. Среди стратегических партнеров вуза такие гиганты, как АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО «Российские сети», ООО «Газпром энергохолдинг».
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана – это один из ведущих вузов страны, поступить в него мечтают многие школьники. Здесь можно изучать как фундаментальные, так и прикладные науки. Перечень направлений подготовки инженеров чрезвычайно широк: лазерная техника и радиоэлектроника, специальное (космическое) машиностроение и информатика, биомедицинская техника и инженерный бизнес. В структуре – отраслевые факультеты и кафедры, ряд НИИ, научно-учебные комплексы и прекрасно оборудованные лаборатории.

Учиться на инженера можно и в регионах, где расположены такие вузы, как:

  • Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева (г. Красноярск) – один из опорных региональных вузов. В нем можно пройти обучение по ряду инженерных специальностей. Самые востребованные подразделения – институты машиноведения и мехатроники, космической техники, инженерно-экономический институт, лесоинженерный факультет. Выпускники могут трудоустраиваться на предприятиях оборонного, ракетно-космического комплекса, в машиностроении и лесном хозяйстве. По целому ряду направлений ведутся научные исследования (спутникостроение, химические технологии, астрономия, механика и др.).
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск). Инженеры-нефтяники, окончившие этот вуз, занимаются энергообеспечением предприятий, машинами и оборудованием нефтяных и газовых промыслов, бурением скважин, транспортировкой и хранением сырья и продуктов его переработки. В вузе действует исследовательский офис Университета Арктики.
  • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого в своем Политехническом институте готовит конструкторов машиностроительных производств, инженеров-строителей, специалистов по мехатронике, робототехнике и теплоэнергетике. Партнерами института являются ведущие предприятия и организации области, такие как АОЗТ «Новгородсельстрой», НМЗ «Энергия», ОАО «Завод Староруссприбор», ОАО «Акрон».

Конечно, это далеко не полный список российских вузов, в которых можно получить высшее образование инженера – всего их более сотни, и каждое из учебных заведений достойно внимания абитуриента.

Выучиться на инженера непросто, необходимо освоить целый ряд сложных предметов фундаментального характера, но и работать тоже не очень легко – надо уметь применять все изученное на практике.

Обязанности на работе

Немного о том, что делает инженер на своем рабочем месте. Функции полностью зависят от отрасли, в которой работает специалист, и конкретной должности, но можно выделить ряд общих для всех обязанностей:

  • выполнение различной научно-технической деятельности (проектирование, наладка, организация систем, технический контроль и обеспечение бесперебойного функционирования оборудования);
  • выполнение исследовательских работ;
  • анализ экономических и технических показателей и внесение предложений о повышении эффективности использования разных устройств;
  • внедрение в производство актуальных новинок и рационализаторских предложений;
  • разработка новых приборов и механизмов и применение их на практике;
  • составление технической документации, различных методических рекомендаций, других нормативных документов (заявок, графиков работ, инструкций);
  • решение текущих производственных задач.

На производстве инженеры взаимодействуют с рабочими разных специальностей (ремонтниками, наладчиками, монтажниками, механиками), часто они возглавляют линейные подразделения на предприятиях. Сотрудник с высшим образованием обязан наладить работу коллектива так, чтобы возможно было максимально эффективно выполнять поставленные задачи.

Кому подходит

Перед тем как стать инженером, надо честно ответить себе на вопрос: нравится ли вам работа с техникой. Если есть предрасположенность к точным и естественным наукам (математике, химии, физике, информатике) и соответствующий тип мышления, то можно смело выбирать одну из инженерных специальностей и подбирать вуз с программами соответствующего профиля.

Характеристика инженера с точки зрения личных качеств:

  • ответственность и целеустремленность;
  • грамотность и трудолюбие;
  • эрудированность и изобретательность;
  • широта мышления и творческий подход к делу;
  • организаторские способности.

Плюсы и минусы профессии

К положительным моментам можно отнести то, что инженерные профессии востребованы в промышленности, а за хорошими инженерами работодатели буквально в очередь выстраиваются. Отрицательные стороны – высокая ответственность, необходимость постоянной концентрации внимания, но довольно скромное вознаграждение за труд.

Сколько получают

Несмотря на то что требований к инженерам много, получают они не самую высокую зарплату: в среднем по стране – от 45 до 55 тысяч рублей. Молодым специалистам приходится довольствоваться вдвое меньшими суммами. Многое зависит от места работы: в системе ЖКХ платят в разы меньше, чем на успешных предприятиях, выпускающих конкурентную продукцию.

Как построить карьеру

Классическая карьерная траектория инженера выглядит примерно так: через 3–4 года работы в компании или на предприятии можно стать ведущим специалистом, а в дальнейшем претендовать на должность начальника отдела или цеха. Как вариант, есть шанс возглавить перспективный проект.

Перспективы профессии

Профессия инженера не теряет своей актуальности уже несколько столетий. Автоматизация производства продолжается, постоянно разрабатываются новые продукты и технологии их изготовления. Это значит, что в ближайшие десятилетия и, с большой долей вероятности, столетия инженеры всех специальностей будут двигателем прогресса.

Инженерное образование будущего: трансформация российских вузов

Министерство науки и высшего образования России объявило контрольные цифры приема на инженерно-технические специальности на 2019-2020 учебный год. В предстоящем учебном году университеты примут 124 972 студента на бюджетные места.

Читать еще:  Инженерное образование это какие специальности

По-прежнему востребованы так называемые линейные инженеры, которые встраиваются в технологический процесс. Но все чаще возникает потребность в «специалистах — супергероях»: инженерах, которые способны увидеть реальную проблему, предложить решение, реализовать его, сопроводить вплоть до внедрения на рынок и утилизировать, если нужно.

Традиционная модель российского инженерного образования рассчитана на подготовку инженеров по конкретным узким инженерным специальностям для стабильно работающих отраслей промышленности. «До недавнего времени вузы готовили инженеров по узкой специальности: инженер-механик, инженер-металлург, инженер-энергетик, пока не стало очевидно, что узкие специалисты не могут быть успешны на рынке труда. Они не обладали рядом принципиальных компетенций и необходимыми знаниями, чтобы воплотить свою идею и довести ее до рынка», – рассказывает руководитель департамента развития магистратуры и дополнительного профессионального образования СФУ Ольга Осипенко.

Сегодня, по мнению специалистов, такая система подготовки кадров нежизнеспособна. Во многом это связано со скоростью изменения технологий. В среднем технология меняется раз в три года. «Пока университет разрабатывает инженерную программу, потом ведет подготовку по ней в бакалавриате в течение четырех лет, а потом в магистратуре еще в течение двух лет. В итоге проходит 7-8 лет, и за это время эта технология уже устаревает и уходит с рынка», – считают во ФГАНУ «Социоцентр».

«В мире каждое десятилетие меняется карта локомотивов, которые двигают вперед мировую экономику. Сейчас это IT-технологии, которые проникают во все индустриальные сферы и требуют полной их перестройки», – добавляет директор Политехнического института ЮУрГУ Сергей Ваулин.

Кроме того, все прорывные технологии – это междисциплинарные технологии. Совершить прорыв в них специалистам, которые подготовлены в рамках одной инженерной отрасли, практически невозможно, считают эксперты. Помощник проректора по научной работе Университета ИТМО Александр Атращенко отмечает: «Помимо специалистов узкого профиля, заточенных на решение конкретных задач, современному рынку нужны „инженеры-лидеры“, специалисты-универсалы, умеющие мыслить системно, видеть общую картину и разрабатывать продукты, которые они способны самостоятельно довести от стадии идеи до производства».

Таким образом, на повестке дня встает вопрос о подготовке специалистов, знания и навыки которых соответствовали бы реальным запросам бизнеса и промышленных компаний. «Перспективным является подход, в рамках которого необходимо постоянно проводить мониторинг и анализ развития кейсов отраслей индустрии, отслеживать их трансформацию и оперативно обновлять образовательные программы для подготовки востребованных кадров», – отмечает первый заместитель – заместитель по научной работе директора Инженерной академии РУДН Сергей Купреев.

На подготовку специалистов, соответствующих реальным запросам рынка труда, направлены национальные проекты «Образование» и «Наука». В рамках нацпроекта «Образование» планируется провести модернизацию профессионального образования и реализовать запуск адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Нацпроект «Наука» призван в том числе усилить научную и научно-производственную кооперацию, способствовать развитию инфраструктуры для проведения исследований и разработок, созданию научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня, а также увеличению числа центров компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ).

Трансформация инженерного образования и как следствие разработка и внедрение новой модели подготовки «инженеров будущего» связаны с необходимостью реализации Стратегии научно-технологического развития России и Национальной технологической инициативой, которые полностью основаны на междисциплинарных прорывных технологиях, и направлены на подготовку специалистов, способных заниматься развитием науки, техники и технологий в условиях экономики нового технологического уклада.

Новая модель подготовки инженерных кадров, реализуемая в ряде ведущих вузов, предполагает базовую инженерную и профессиональную подготовку в течение первых двух лет, развитие STEM-компетенций, (S, Science – наука; T, Technology – технология; E, Engineering – инженерное дело; M, Math – математика), междисциплинарность и высокую интеграцию индустриальных партнеров в процесс подготовки инженеров.

С 2018 года такая модель реализуется в ТПУ. Уже через три года ТПУ начнет готовить не менее 1500 инженеров нового поколения. И эта модель может быть применена на практике в других инженерных вузах.

Отдельные элементы новой модели подготовки инженеров, направленные на развитие навыков проектно-исследовательской деятельности и цифрового проектирования, умение работать в мультидисциплинарной команде и многообразной культурной среде, уже прошли апробацию и в других ведущих российских университетах – участниках Проекта 5-100.

Современные образовательные технологии применяются и в ТГУ. «В ближайшее время в университете планируется внедрение learning factory – индустриально-ориентированной сети технологий – оборудования – требований, ориентированной на реальные задачи промышленных партнеров вуза», – рассказывает профессор ТГУ доктор технических наук Станислав Шидловский.

Важным направлением развития сотрудничества с индустриальными партнерами является проектное обучение, обращают внимание эксперты. Именно оно является основной моделью подготовки инженеров в НИУ ВШЭ. «Особенностью нашего применения этой модели является то, что мы не просто проводим студенческие проекты, но строим весь образовательный процесс с учетом требований проводимого проекта», – отмечает научный руководитель, и. о. директора МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Крук.

Участие в реальных проектах крупных промышленных компаний принимают студенты ЮУрГУ. «Выполняя эту работу, они приобретают дополнительные знания, умения и реальный практический опыт. В результате мы получаем выпускников совершенно другого уровня, а предприятие – готовых специалистов и даже команды под свои задачи. Важная особенность проектного обучения – его междисциплинарность», – уверен директор Политехнического института ЮУрГУ Сергей Ваулин.

Еще одно нововведение – магистратура. Теперь это не продолжение бакалаврских программ, а самодостаточные образовательные программы, которые реализуются в сотрудничестве с научно-образовательными и индустриальными партнерами, что позволяет добирать необходимые компетенции, которые не может дать университет. Это междисциплинарные инженерные программы, которые перезапускаются в зависимости от жизненного цикла технологий либо в зависимости от изменений на рынке.

В СФУ на уровне магистратуры инженерное образование в университете претерпело принципиальные изменения. Пока нововведения затронули только пилотные направления подготовки, внедрены новые дисциплины, такие как системное инженерное мышление, технологическое предпринимательство, управление проектом, а также курс английского языка. Еще одно новшество университета связано с прохождением практики. «Всю практику студентов мы вынесли к зарубежным партнерам, чтобы инженер смог познакомиться с другой инженерной культурой. Опыт такого системного образования для инженеров мы оцениваем как положительный, потому что выпускники открывают собственное дело, инженерный бизнес, работают в зарубежных компаниях, которые говорят нам „хотим еще“», – рассказывает руководитель департамента развития магистратуры и дополнительного профессионального образования Ольга Осипенко.

Эксперты отмечают, что с каждым годом характер инженерной деятельности усложняется. Она все больше переплетается с социальными, экономическими и особенно экологическими процессами. В качестве ответа на необходимость формирования нового инженерного мышления в учебных программах появляются новые дисциплины, такие как инженерная психология, инженерная экономика, прикладная экология, дизайн, социология техники и другие.

«Если сейчас игнорировать тренды в развитии передовых производственных технологий и на их основе не выстраивать систему подготовки инженеров с компетенциями мирового уровня, то есть на уровне лидеров мировой промышленности, это чревато низким уровнем конкурентоспособности России в высокотехнологичных секторах мировой экономики, а также и в области образования», – заключила проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина. Именно поэтому сегодня российским вузам крайне важно сфокусироваться на подготовке глобально конкурентоспособных специалистов, «инженерного спецназа», обладающего компетенциями мирового уровня.

Инженер – это двигатель технического прогресса

Инженер – профессия многоликая и имеет множество специализаций в разных сферах человеческой деятельности.

История профессии

Считается, что профессия инженера появилась во II столетии до н. э. на Апеннинском полуострове – так в Древнем Риме и Греции называли мастеров, которые разрабатывали и обслуживали военные механизмы и устройства. Ее название происходит от французского слова ingenieur, восходящего к латинскому ingenium, означавшему «изобретательность».

Почти полтора тысячелетия инженеры специализировались на военном деле, и только в XVI веке в Голландии они стали заниматься возведением дорог и мостов. В России первым техническим вузом была Школа Пушкарского приказа в Москве, основанная Петром I.

В советские времена инженерное образование давало шанс переехать работать в город и рассчитывать на определенные социальные блага (например, квартиру). Но в целом большинству специалистов платили мало, и особой возможности реализовать свои идеи не было. К тому же на рынок труда выпускалось слишком много технарей, что приводило к тому, что их труд не получал должного уважения.

Сейчас научная мысль развивается стремительными темпами, открываются новые направления деятельности, производство становится все более сложным и технологичным. Этот процесс требует все более узких специализаций работников и умения ориентироваться в меняющемся мире, быстро схватывая и продвигая новые идеи.

Читать еще:  Инженер это квалификация или специальность

Описание профессии

Итак, кто такой инженер и чем он занимается. Сфера приложения его профессиональных знаний – самые разные отрасли народного хозяйства, в первую очередь, промышленное производство.

Специальности у инженеров могут быть разными:

  • конструкторы занимаются разработкой новых механизмов и систем, агрегатов и деталей, а также модернизируют уже существующие устройства;
  • технологи обслуживают производственное оборудование, оптимизируют процессы производства с целью повышения их эффективности;
  • экономисты занимаются расчетами экономических показателей;
  • организаторы обеспечивают текущие потребности предприятий относительно их хозяйственной деятельности.

В рамках этих специализаций инженеров выделяются профили, в том числе такие:

  • электрик – разрабатывает, модернизирует, испытывает и монтирует электрооборудование в промышленности;
  • строитель – проектирует различные постройки (мосты, здания, автомобильные и железные дороги);
  • химик – улучшает качественные показатели выпускаемой продукции путем совершенствования технологических процессов;
  • биоинженер – использует открытия в области биологии на пользу человечеству, например, в медицине, производстве лекарств и продуктов питания;
  • сметчик – определяет расчетную стоимость строительства, согласовывает расценки на проведение строительно-монтажных работ, проверяет правильность вычислений и готовит акты выполненных работ;
  • эколог – разрабатывает способы сохранения окружающей среды при помощи новых технологий, улучшает очистные сооружения инженерных сетей, заводов и фабрик;
  • военный инженер – специалист по совершенствованию и изготовлению оружия, боевых машин, техники двойного назначения;
  • программист – пишет компьютерные коды и приложения для обеспечения работы станков и другого технологического оборудования;
  • киповец – обеспечивает бесперебойную работу автоматических систем, использующихся на производстве и в других сферах деятельности.

Теперь о том, где работают инженеры. Сферы их деятельности очень многочисленны, но чаще всего специалисты трудятся на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро. Не обойтись без них и в медицине, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.

На каких специальностях учиться

Решая, как стать инженером, надо иметь в виду, что соответствующее образование можно получить только в вузе – в колледжах или техникумах, конечно, тоже учат по специальностям инженерных профилей, но для работы в среднем производственном звене.

Основные направления инженерного образования:

  • технология машиностроения;
  • автомобили и автомобильное хозяйство;
  • метрология, стандартизация и сертификация;
  • металловедение и термическая обработка металлов;
  • нефтегазовое дело;
  • автоматизация технологических процессов и производств;
  • информационные технологии и др.

Это далеко не полный список инженерных специальностей: о профилях, по которым можно получить образование, надо узнавать в конкретном вузе – на сайте или в приемной комиссии.

Чтобы поступить на инженера, нужно сдавать ЕГЭ по обязательному русскому языку, профильной математике, физике, информатике, химии (в зависимости от избранного профиля).

Лучшие вузы для обучения

Исторически сложилось так, что лучшие технические вузы страны, в которых можно получить профессию инженера, находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но и в крупных региональных центрах также есть мощные университеты с хорошим преподавательским составом и материальной базой.

В обеих столицах тон в инженерном образовании задают, например:

  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого. Дает высшее образование инженерам уже более 120 лет. В число базовых структур вуза входят институты компьютерных наук, прикладной математики, транспортных систем и энергетики, физики и нанотехнологий, биомедицинских систем и др. Есть представительство в Шанхае (Китай) и информационный центр в Мадриде (Испания), реализуется ряд международных образовательных программ.
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ» (г. Москва). Занимает ведущую роль в подготовке кадров для атомной и тепловой энергетики, электротехники, автоматики и электроники. Выпускники вуза проводят научные исследования, занимаются проектной, монтажной и наладочной деятельностью на АЭС И ТЭС. Среди стратегических партнеров вуза такие гиганты, как АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО «Российские сети», ООО «Газпром энергохолдинг».
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана – это один из ведущих вузов страны, поступить в него мечтают многие школьники. Здесь можно изучать как фундаментальные, так и прикладные науки. Перечень направлений подготовки инженеров чрезвычайно широк: лазерная техника и радиоэлектроника, специальное (космическое) машиностроение и информатика, биомедицинская техника и инженерный бизнес. В структуре – отраслевые факультеты и кафедры, ряд НИИ, научно-учебные комплексы и прекрасно оборудованные лаборатории.

Учиться на инженера можно и в регионах, где расположены такие вузы, как:

  • Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева (г. Красноярск) – один из опорных региональных вузов. В нем можно пройти обучение по ряду инженерных специальностей. Самые востребованные подразделения – институты машиноведения и мехатроники, космической техники, инженерно-экономический институт, лесоинженерный факультет. Выпускники могут трудоустраиваться на предприятиях оборонного, ракетно-космического комплекса, в машиностроении и лесном хозяйстве. По целому ряду направлений ведутся научные исследования (спутникостроение, химические технологии, астрономия, механика и др.).
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова (г. Архангельск). Инженеры-нефтяники, окончившие этот вуз, занимаются энергообеспечением предприятий, машинами и оборудованием нефтяных и газовых промыслов, бурением скважин, транспортировкой и хранением сырья и продуктов его переработки. В вузе действует исследовательский офис Университета Арктики.
  • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого в своем Политехническом институте готовит конструкторов машиностроительных производств, инженеров-строителей, специалистов по мехатронике, робототехнике и теплоэнергетике. Партнерами института являются ведущие предприятия и организации области, такие как АОЗТ «Новгородсельстрой», НМЗ «Энергия», ОАО «Завод Староруссприбор», ОАО «Акрон».

Конечно, это далеко не полный список российских вузов, в которых можно получить высшее образование инженера – всего их более сотни, и каждое из учебных заведений достойно внимания абитуриента.

Выучиться на инженера непросто, необходимо освоить целый ряд сложных предметов фундаментального характера, но и работать тоже не очень легко – надо уметь применять все изученное на практике.

Обязанности на работе

Немного о том, что делает инженер на своем рабочем месте. Функции полностью зависят от отрасли, в которой работает специалист, и конкретной должности, но можно выделить ряд общих для всех обязанностей:

  • выполнение различной научно-технической деятельности (проектирование, наладка, организация систем, технический контроль и обеспечение бесперебойного функционирования оборудования);
  • выполнение исследовательских работ;
  • анализ экономических и технических показателей и внесение предложений о повышении эффективности использования разных устройств;
  • внедрение в производство актуальных новинок и рационализаторских предложений;
  • разработка новых приборов и механизмов и применение их на практике;
  • составление технической документации, различных методических рекомендаций, других нормативных документов (заявок, графиков работ, инструкций);
  • решение текущих производственных задач.

На производстве инженеры взаимодействуют с рабочими разных специальностей (ремонтниками, наладчиками, монтажниками, механиками), часто они возглавляют линейные подразделения на предприятиях. Сотрудник с высшим образованием обязан наладить работу коллектива так, чтобы возможно было максимально эффективно выполнять поставленные задачи.

Кому подходит

Перед тем как стать инженером, надо честно ответить себе на вопрос: нравится ли вам работа с техникой. Если есть предрасположенность к точным и естественным наукам (математике, химии, физике, информатике) и соответствующий тип мышления, то можно смело выбирать одну из инженерных специальностей и подбирать вуз с программами соответствующего профиля.

Характеристика инженера с точки зрения личных качеств:

  • ответственность и целеустремленность;
  • грамотность и трудолюбие;
  • эрудированность и изобретательность;
  • широта мышления и творческий подход к делу;
  • организаторские способности.

Плюсы и минусы профессии

К положительным моментам можно отнести то, что инженерные профессии востребованы в промышленности, а за хорошими инженерами работодатели буквально в очередь выстраиваются. Отрицательные стороны – высокая ответственность, необходимость постоянной концентрации внимания, но довольно скромное вознаграждение за труд.

Сколько получают

Несмотря на то что требований к инженерам много, получают они не самую высокую зарплату: в среднем по стране – от 45 до 55 тысяч рублей. Молодым специалистам приходится довольствоваться вдвое меньшими суммами. Многое зависит от места работы: в системе ЖКХ платят в разы меньше, чем на успешных предприятиях, выпускающих конкурентную продукцию.

Как построить карьеру

Классическая карьерная траектория инженера выглядит примерно так: через 3–4 года работы в компании или на предприятии можно стать ведущим специалистом, а в дальнейшем претендовать на должность начальника отдела или цеха. Как вариант, есть шанс возглавить перспективный проект.

Перспективы профессии

Профессия инженера не теряет своей актуальности уже несколько столетий. Автоматизация производства продолжается, постоянно разрабатываются новые продукты и технологии их изготовления. Это значит, что в ближайшие десятилетия и, с большой долей вероятности, столетия инженеры всех специальностей будут двигателем прогресса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector