Igro-zon.ru

Работа и жизнь
44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Творческий метод в дизайне

Методы проектирования в дизайне

Концепция и методы проектирования в дизайне.

Содержание

1. Концепция в дизайне

2. Методы проектирования в дизайне

Введение

Термин «дизайн» появился в нашей стране относительно недавно. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «design» разъясняется и как глагол, и как существительное. В первом случае оно означает: указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать, намереваться сделать что-либо с определенной целью. Во втором — цель, целевое планирование, мысленный проект, схему действий, предварительный набросок, компоновку, расположение элементов в художественном произведении, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств. Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» — художник-конструктор, «дизайн-форма» — внешняя форма предмета и т. д.

До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти (1891-1979) Итальянский дизайнер и архитектор. Отстаивал идею «суперискусства», объединяющего все виды деятельности в создании искусственной среды. Его работы отличаются лаконизмом, экономичностью) считает, что цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т Мальдонадо. Итальянский педагог, живописец и дизайнер, публицист. Автор большого числа картин, дизайнерских разработок, статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна. Мальдонадо ввел и развил принцип системного подхода в дизайне. Известен проектами в области дизайн-графики, и особенно разработки визуальных символов для электроники. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий.

Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала — пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

проектирование концепция дизайн одежда

Концепция в дизайне

Проблема творческой концепции (основная идея, смысловая направленность целей и задач проектирования) занимает центральное место в проблематике современного дизайна. Концептуальность является общей творческой установкой, составляющей суть проектной культуры. Творческая концепция определяет ценностное, смысловое содержание проекта. Содержание и характер творческой концепции связанны не только с индивидуальным мировоззрением его автора но и основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом. Концепции в дизайне, как правило, отражают важные проблемы, которые волнуют человека и общество в ту или иную эпоху. Дизайн призван ориентироваться на потребности людей и вносить свой вклад в решение их проблем. В противном случае он лишается гуманистического смысла своего существования в культуре.

Особенности тех или иных концепций в дизайне связаны с основными подходами к проектированию:

Ценностный подход рассматривает проектирование как деятельность по созданию ряда объективных и субъективных ценностей, связанных с образом жизни, как индивидуума, так и общества и соответственно с типом личности, социальными и личностными ценностными нормативами, в том числе Эстетическими;

Системный подход рассматривает объект дизайнерского проектирования как систему взаимно связанных материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход требует установления четких функциональных связей между средой, её элементами (вещами) и процессами, протекающими в ней с участием человека (общества). Результатом такого подхода к проектированию является построение системного объекта;

Средовой подход рассматривает предметно-пространственную среду как результат освоения человеком его жизненного окружения. Деятельность и поведение человека принимаются в качестве центра и определяющего фактора, связывающего отдельные элементы среды воедино. Проектирование в этом случае ориентировано на создание целостного образа и функциональную организацию среды.

Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, находятся в русле основных проблем дизайна своего времени и связанны с общими тенденциями изменения образа жизни. Но эти общие тенденции воплощаются в разнообразных авторских концепциях в дизайне, т.е. разные дизайнеры по-разному относятся к функции вещи, являются сторонниками разных концепций гардероба, прибегают к разным способам формообразования, предназначают свою одежду людям, ведущим разный образ жизни, и т.п. Кроме того, специфика дизайна одежды заключается в том, что концепции находят свое воплощение, прежде всего в визуальной форме, а не в виде текста. Традиции сезонного ритма смены моды привели к тому, что основной формой реализации творческой концепции в дизайне одежды является демонстрация моделей — модный показ. Концептуальность проявляется не только в самих моделях одежды (хотя это самое важное), но и в выборе тех или иных моделей, создании определенного образа (прическа, грим, манера движения), музыкальном оформлении и месте проведения показа.

Авторские творческие концепции дизайнеров, как правило, не существуют вне общих тенденций развития проектной культуры и «вписываются» в те или иные общие концепции, существующие в дизайне. В XX в. можно было говорить о двух «глобальных» концепциях в проектировании: функционализме, определявшем развитие дизайна в первой половине XX в., и постмодернизме («новом дизайне», «антифункционализме»), который появился в эпоху постмодерна — в последней трети XX в.

Основными принципами функционализма были функциональность, целесообразность и универсальность форм. Классик немецкого функционализма Д. Рамс так определял его основные установки: простота вместо сложности, обыкновенное вместо необыкновенного, долговечное вместо модного, функциональное вместо эмоционального, разумное вместо эффектного. В итальянской теории дизайна функционалистский подход к проектированию получил определение «сильной» установки проектного создания, отличающий модернизм в дизайне. Принципиальными особенностями «сильного проектирования» является жесткий функционализм, апология научно-технического прогресса, механицизм, рационализм, тяготение к авторитарным проектно-идеологическим доктринам, принцип социальной инженерии, абстрактно-типологическое моделирование потребителя продуктов дизайна. Эти черты отличали творческие концепции архитекторов (например, Ле Корбюзье, братья Гринзбурги), дизайнеров (русские конструктивисты) и модельеров (К. Шанель) эпохи.

В дизайне «новое мышление» стало признаком гуманитарно-экологически ориентированного сознания, стимулом обновления профессии дизайнера, приведшим к формированию «средового подхода» в дизайне. «Новый дизайн» основывается, во-первых, на постулате свободы творческого самовыражения (и дизайнера, и потребителя); во вторых, на постулате «проектного реализма», что означает способность дизайнера меняться в связи с изменением реальности и появлением новых потребностей; в-третьих, на постулате принципиального концептуального, типологического и жанрового плюрализма. Итальянский теоретик дизайна А. Манцини выделил основные причины, которые привели к появлению новой парадигмы проектирования:

Кризис иерархической моноцентрической модели мира — в эпоху постмодерна более не существует единого центра. Компьютерная революция может привести к замене «вертикальной» иерархической структуры производства «горизонтальной» сетью исполнителей-профессионалов., творчески взаимодействующих друг с другом;

Кризис идеи прогресса и утилитаризма. Критерий полезности уступил место игровым и гедонистическим моментам;

Кризис механизма — функция утратила внешний материальный носитель в связи с миниатюризацией техники. Гибкость роботизированного производства, миниатюризации серийного производства и возрождения значимости полуремесленного производства снимают многие технологические и производственные ограничения на формообразование в дизайне;

Кризис понятий стандарта и нормы. «Новый дизайн» отказался от основного принципа функционализма («форма следует функции») и от понятия «хорошая форма».

Четко определенные критерии «хорошей формы» («чисто формы») заменены неопределенным понятием «открытая форма». Эстетика «хорошей формы» теперь признается «устаревшей системой эстетического кодирования отдельных классов». «Хорошая форма», как и «хороший вкус» рассматривается в качестве эстетического символа определенного социального положения и образа жизни, как правило связанных с традициями буржуазной элиты. «Хорошая форма» перестала удовлетворять эстетическим запросам современного человека; достоинство формы теперь видятся не в упорядоченности и организованности, а в образности, обогащающей человека эмоционально. «Новый дизайн» отказывается от «хорошей формы» именно как всеобщего эталона (как и от любых эталонов вообще), но это вовсе не означает, что «хорошая» или «чистая форма» не может составлять основу творческих концепций в современном дизайне. Это доказал триумф минимализма в дизайне 1990-х гг. Но минимализм не трактовался в качестве единственного возможного направления в дизайне, а мирно сосуществовал с такими своими антиподами в дизайне одежды, как деконструктивизм и историзм.

Читать еще:  Поступить на дизайнера интерьера в москве

Родоначальник итальянской версии «нового дизайна» Э. Сотсасс (в итальянском дизайне новые тенденции появились уже в 1950 — 1960-х гг.) выдвинул концепцию «слабого проектирования», отличительными особенностями которой являются приоритет гуманитарного познания феноменов культуры и процессов творчества, приоритет живого интеллекта и личностного знания перед искусственным и безличным, рефлективность и релятивизм познающего мышления, стремление снять дистанцию между субъектом и объектом познания, плюрализм и радикальный эклектизм. Эстетический эклектизм стал определяющей тенденцией в развитии дизайна одежды и привел к изменению характера современной моды: с 1970-х гг. более не существует единой моды, диктующей общие для всех модные стандарты и образцы. Насколько в сфере дизайна актуален лозунг «не один дизайн для всех, а разнообразие дизайна для многих», так и современная мода представляет собой не одно модное направление, а много «мод» для разных групп потребителей, множество стилевых направлений существующих друг с другом и удовлетворяющие разнообразные эстетические запросы. Эстетический плюрализм, господствующий с 1970-х гг. в сфере потребления, вызван тем, что у разных социальных групп и подгрупп разные системы ценностей, а значит, и разные взгляды на цели вещей, разные эстетические запросы. В основе концепции маркетинга также лежит представление о плюралистичности культурной, социальной и экономической ситуации, которое реализуется в ориентации маркетинга и множественного и непрерывно меняющегося потребителя. И в области дизайна проектные задачи все более дифференцируются, ориентируясь на нестандартные потребности малых групп потребителей и в конечном счете на потребности отдельной личности.

Плюралистичность часто понимается как индивидуализация, что меняет само отношение к модной одежде, которая теперь рассматривается не только как средство социальной идентификации, но как еще одна возможность для творческого самовыражения личности. Современный дизайн признает право каждого человека на воплощение его как индивидуальности и, следовательно, право каждого человека на выбор индивидуального стиля жизни и манеры поведения, на реализацию своих собственных эстетических предпочтений, которые ранее могли оцениваться как проявление «плохого вкуса». Тенденция к индивидуализации образа остается актуальной и в дизайне . В качестве доказательства можно привести высказывания известных модельеров, свидетельствующие о происшедших переменах в профессиональном сознании.

Методы проектирования в дизайне

Итак, проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:

Способность увидеть и четко сформулировать задачу;

Способность бегло выработать наибольшее количество идей за ограниченное время;

Умением отыскать оригинальные решения;

Умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

Для решения проектной задачи существует определенный план творческого процесса дизайнера:

1) возникновение замысла и постановка задачи;

2) сбор и накопление материала, определение творческого источника. Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее плотно и точно выразить его идею. Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

3) Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различных методов эвристики и проектирования;

4) Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась»;

5) Озарение — получение окончательного оптимального решения;

6) Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.

На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строиться по единой проектной методике:

Осмысление проблемной ситуации;

Определение принципов и средств решения задачи;

Формирование формального образа;

Анализ проектной ситуации;

Эскизный поиск принципиальных решений;

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 1030 ;

Дизайн-мышление: создавая инновации

Что такое дизайн-мышление и когда его применять?

В свое время всеобщее управление качеством, или TQM , произвело социальную революцию. Оказалось, что рабочие могут выполнять более сложные, творческие задачи, чем прописано в их должностных обязанностях. В этом смысле дизайн-мышление – не менее революционный подход. Его роль в создании инноваций не меньше, чем роль TQM в построении производственной культуры. Дизайн-мышление позволяет раскрыть творческие способности, повысить вовлеченность сотрудников и в конце концов создать что-то принципиально новое. Как? Расскажем в статье.

Что такое дизайн-мышление

Отдельные инструменты дизайн-мышления широко известны и активно применяются в разных сферах бизнеса: полевые исследования, наблюдение, метод аналогий, карта пути пользователя, переосмысление проблем, командная работа, мозговой штурм, легопрототипирование. Однако дизайн-мышление – это далеко не только удобный инструментарий. Это новая культура, заставляющая людей выйти за рамки собственных убеждений, разрушить стереотипы, включить воображение и взглянуть на мир глазами пользователя.

Таким образом, дизайн-мышление (англ. design thinking) – это клиентоцентричная методология создания инновационных продуктов и услуг, основанная на творческом подходе, командной работе и эмпатии.

Эмпатия, или эмоциональный интеллект, – это способность понять чувства человека, представить себя на его месте и проявить сопереживание.

Идея дизайн-мышления была озвучена Гербертом Саймоном в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Однако главными популяризаторами метода стали в начале 2000-х годов исследователи Хассо Платтнер и Дэвид Келли. Именно эти неординарные исследователи по методу дизайн-мышления придумали компьютерную мышь для Macintosh Lisa (Apple).

Дэвид Келли основал крупнейшую в мире консалтинговую компанию по дизайн-мышлению, клиентами которой в разное время являлись Procter&Gamble, Microsoft, Nokia и др. В основе культуры компании лежит философия дизайн-мышления: сотрудники IDEO учат своих клиентов думать, как дизайнеры, чтобы улучшить качество работы.

Нужно стараться понять людей, для которых ты пытаешься создать некий продукт, — это и есть главное правило дизайн-мышления; то же относится и к лидерству: руководители должны проявлять эмпатию по отношению к своим подчиненным и помогать им

Отличительными особенностями метода являются:

Глубокое погружение в опыт пользователя.

Фокусировка на индивидуальных сценариях поведения и действиях пользователя.

Итерационный подход разработки с использованием недорогих прототипов.

Творческий подход и командная деятельность.

Дизайн-мышление — это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее

книга «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров». 2015 год

«Дизайн-мышление — это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее».

Тим Огилви, Жанна Лидтка, книга «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров». 2015 год

Где используется методология?

Дизайн-мышление позволяет решать задачи бизнеса, образования, культуры, госуправления и даже воспитания детей и планирования отпуска.

Кейс 1: спасенные младенцы

В 2008 году студенты Стэнфордского университета, используя методологию дизайн-мышления, разработали недорогой и простой детский инкубатор.

Он работает без электричества и стоит в 100 раз меньше существующих моделей. С его помощью спасено более 3000 жизней детей в странах третьего мира.

В США подход активно применяется уже около 20 лет. Методологию освоили многие инновационные международные компании, например Intel, Gооgle, General Electric, Healthcare, Procter & Gamble, Philips Electronics, Samsung, AirBnb.

Для поддержания культуры дизайн-мышления компания Philips Design ввела должность директора по дизайну.

Для Apple дизайн-мышление – первый из трех принципов создания прорывных технологий и инноваций. Не отстают и консалтинговые холдинги – Deloitte, PWC и McKinsey.

Кейс 2: МРТ как путешествие к звездам

Благодаря методологии дизайн-мышления клиника в Питсбурге сократила страх детей перед аппаратами МРТ (замкнутое пространство, пугающие звуки), тем самым снизив на 19% потребление успокоительных средств.

Решение оказалось очень простым. МРТ-сканеры и помещения, в которых они находились, оформили в стиле известных мультипликационных историй. Теперь прохождение процедуры сканирования – это путешествие к звездам, погружение в царство Русалочки либо увлекательное приключение на пиратском корабле.

Читать еще:  Сколько зарабатывает дизайнер рекламы

В России дизайн-мышление применяют в основном крупные компании. Причина банальна: услуги сервис-дизайн-агентств весьма дорогостоящие. Среди адептов методологии в нашей стране — Сбербанк, ВТБ, «Петрович», «Билайн», «Эконика», «Шоколадница», Минэкономразвития и др. Стоит сказать, что обучение основам метода включено в образовательную программу РАНХиГС по подготовке специалистов в сфере цифровой трансформации.

Кейс 3: Карта с «Тройкой» от ВТБ

В 2017 ВТБ воспользовался инструментом дизайн-мышления customer journey map, в результате выявив потребности клиента:

Снижение ежедневных расходов на проезд от дома до работы, ежедневные покупки, переводы и платежи.

Спокойствие и удобство без лишних действий и барьеров.

На основании этих данных в 2017 году была выпущена дебетовая мультикарта со встроенной картой «Тройка», позволяющая начислять до 5% кэшбэка на транспортные нужды.

В чем особенности метода?

Дизайн-мышление позволяет решать неочевидные задачи. Например, он подойдет в ситуации, когда ваш продукт не сильно нравится клиентам, вы хотите улучшить его, но не знаете как.

Если задача ясна, например, вам нужно уменьшить размер изделия в 2 раза, то дизайн-мышление бесполезно. В этом случае подойдет, например, ТРИЗ.

Методология позволяет пройти весь путь создания либо совершенствования сервиса или продукта – от понимания клиента через выявление корневых проблем к формулированию задачи, генерации идей и разработке прототипа, тестированию и, возможно, переходу на следующую итерацию. Такой подход в конечном итоге приведет к созданию чего-то принципиально нового и, главное, нужного вашему потребителю и бизнесу.

Дизайн-мышление — крутейший инструмент для состояний неопределенности, когда нужно двигаться вперед в условиях ограниченной видимости

старший дизайнер ИИ-стартапа Directly в Сан-Франциско

Технология очень проста и понятна. Среди плюсов – возможность допускать ошибки, быстро проверять гипотезы, экономия времени и денег за счет создания прототипов.

Главная особенность дизайн-мышления – его клиентоцентричность. Метод позволяет создателю и пользователю услуги или товара услышать другу друга и говорить на одном языке. Это значит, что на выходе вы всегда получите гарантированный результат: продукт будет максимально соответствовать запросам потребителей и технологическим трендам. При этом стоит учитывать, что подход требует более высоких инвестиций в начале, что связано с глубокими исследованиями поведения пользователей. Однако вложения окупаются многократно.

Сервис-дизайн впервые позволил нам достичь структурированного понимания того, как обеспечить желаемый клиентский опыт. Это помогает нам перепроектировать наши услуги, основанные на customer journey maps, прототипах и service blueprints

менеджер проекта в Coca-Cola

Есть у подхода и противники. Скептики убеждены, что дизайн-мышление — косметически модернизированная версия «рационально-экспериментального метода», использовавшегося в 1970-х и 1980-х годах. Главный минус подхода, по мнению оппонентов, как ни странно, в наделении разработчиков властью принимать решения за тех, для кого они работают, а значит, ограниченность и консервативность подхода.

Кто может входить в дизайн-команду?

Как мы уже говорили, дизайн-мышление – проектная деятельность в команде.

Количество членов команды ограничивается числом заинтересованных в проекте сотрудников, но рекомендуется не выходить за рамки 5-7 человек. Специализация членов команды зависит от решаемой задачи, но чем разнообразнее состав, то тем интереснее может быть результат. Участники команды при переходе от этапа к этапу могут меняться.

Любопытен в этом плане опыт Сбербанка. Один из адептов подхода рассказывает о командной работе в банке так: «Команда, как правило, состоит из представителей разных подразделений. В среднем это 10 человек. Количество имеет свои особенности: если много людей, то нужно делить команду на группы, чтобы каждая эффективно отрабатывала кейс. У каждой группы должен быть модератор: это может быть непредвзятый человек из команды, человек из смежной команды этой же отрасли или специально приглашенный человек от подрядчика».

Из каких этапов состоит методология?

Дизайн-мышление состоит из шести этапов.

Можно выполнять только часть цикла, возвращаясь к середине или началу при необходимости. Прохождение всех этапов может занять от нескольких дней, до полугода – длительность зависит от масштаба задачи.

Балашова Елена Сергеевна

Метод и методология в дизайнерском исследовании

Термин «метод» подразумевает практический способ выполнения относительно узко очерченной работы; «методика» составляет совокупность разных способов, позволяющих решать широкий спектр профессиональных заданий дизайнера. Особенностью методов и методик в дизайне является нацеленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Это означает что методы и методики в дизайне должны быть основаны на синтезе возможностей инженерно-технического и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы.

Художественный метод в теории и практике искусства – это система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства. Кроме того это способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала, связанный со способом познания и преобразования. Художественный метод вырабатывается каждым художником самостоятельно в ходе становления его профессионального мастерства, под влиянием мировоззрения как системы нравственных эстетических, философских и других убеждений.

Методики исследования в дизайне делятся на визуально-графические: фиксационный, обмерный, сравнительный, аналитический; вербальные (словесно-логические): исторический, фиксационный, сравнительный, аналитический; предметные: абстрактно-модельный, макетно-модельный, предметный, предметно-экспериментальный;
По оснастке виды дизайнерского исследования можно разделить на: визуальный, приборный, эксплуатационный и комбинированный;
По месту применения: мысленный, полевой, лабораторный, производственный, полупроизводственный;
По способу проведения: конкретный – на один объект; локальный – на один метод; всеобщий – на раде объектов; универсальный – на ряд методов.

Методика дизайна – соединение основополагающих принципов, методов и средств решения задач дизайна применительно к различным видам объектов проектирования. Методика дизайна включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое в свою очередь обусловлено ведущей методической концепцией. Цель применения методики дизайна – упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизайнера с позиций общей концепции дизайна. Методика задает основные категории проектной деятельности, задает логику операционного процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует возможности конкретных средств и приемов проектирования в их взаимосвязи с типами и параметрами проектных задач. М.д. может иметь широкий или наоборот конкретный специализированный характер в зависимости от вида объекта или применяемых в дизайн-процессе средств (например, веб-проектирование).

Методология – это учение о структуре и рациональной организации методов и средств дизайнерской деятельности, высшая ступень развития методики в дизайне. М является важнейшим компонентом этой деятельности, делая ее предметом осознания, обучения и рационализирования. Методологическое знание выступает как в форме предписаний и норм, фиксирующих содержание и последовательность определенных видов деятельности – нормативная методология, так и в виде описания фактически выполненной деятельности – дескриптивная методология. В обоих случаях основой ее функции является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-либо объекта. Наиболее важными точками приложения методологии являются: постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту исследования. В дизайне оба раздела методологии находятся в процессе постоянного обновления, особенно дескриптивная часть, что объясняется ее особой ценностью для практической деятельности дизайнера.
В настоящее время «описательная» методология в дизайне больше известна как «ноу-хау», дословно «знаю как» (know-how, англ.) — свод эксклюзивных, научно-технических, коммерческих и организационно-управленческих знаний и сведений, владение которыми обеспечивает определенные преимущества лицу или предприятию их получившему. Ноу-хау не патентуется, но может передаваться другим лицам. Приобретение ноу-хау часто происходит одновременно с покупкой лицензии на выпуск дизайнерской продукции, что облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает участие специалистов фирмы-продавца в отладке и контроле производственных процессов. В дизайне ноу-хау как правило связано с индивидуальной стороной творческой деятельности и отражает художественные начала фирменного стиля данного автора или дизайн-бюро.

Читать еще:  Что нужно знать дизайнеру

Изложено по: Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004.

Design Thinking — гайд по применению методологии дизайн–мышления

Дизайн-мышление — это навык изменять реальность, интегрируя человеческие потребности, доступные технические ресурсы и естественные ограничения бизнеса

В чем суть дизайн–мышления?

Дизайн–мышление предлагает антропоцентричный и человечный способ создавать идеи и продукты. То, что делается с применением дизайн–мышления, имеет не только функциональный, но и эмоциональный компонент.

Это интегрированный подход на стыке рациональной аналитики и эмоционального творчества.

Цель дизайн–мышления — создать продукты и услуги, совершенствующие жизнь людей, прорывы, нарушающие правила, меняющие ситуацию и картину мира. Классические инструменты рынка здесь не подходят — недостаточно спросить клиента, чего он хочет, ведь он может не знать.

Раньше роль дизайна была только тактической — позволяла улучшить то, что уже имелось. Это дизайн–делание — реализация конкретного функционала. Дизайн–мышление может предложить, однако, стратегический подход — с самого начала создавать продукты и проекты, быть источником порождения идей.

Дизайн–мышление проактивно. Решения не находятся где–то и не ждут, пока их откроют; решения заключены в том творчестве, которое реализует команда, в креативности этой команды. Для такой работы необходим творческий поиск.

Структурно процесс дизайн мышления состоит из 5 элементов :

Генерации идей, или идеации (Ideate)

Креативный процесс в дизайн–мышлении

Дизайн–мышление — процесс исследовательский. Это поиск, а не планирование.

Есть три “пространства” инноваций, в которых задействуется дизайн–мышление, где осуществляется поиск:

Вдохновение — проблема или возможность, которая мотивирует на поиск решения;

Порождение идей — генерация, разработка и опробование идей;

Реализация — путь, ведущий из проектной комнаты на рынок.

Один процесс может “перетекать” в другой, это нормально и полезно; часто на пересечении этих пространств рождаются максимально полезные инновации.

Поддержание креативной энергии осуществляется за счёт специальных инструментов, обеспечивающих:

Ясность задачи. Мы выясняем конкретный пункт назначения, куда движется продукт, и к какому результату мы хотим прийти;

Направленность. Мы работаем над конкретными целями и задачами, требующими решения, фокусируемся на том, что важно;

Ограничения. Мы не работаем над всем подряд, формулируем ограничения максимально подробно; слишком сильные ограничения, однако, ограничивают свободу и не дают дизайн–мышлению развернуться. Важен баланс: ясные цели, при этом свобода в из достижении;

Внимательность к обратной связи

Дизайн–мышление по–особому подходит к обратной связи и отзывам.

Отзывы должны вдохновлять на переосмысление или совершенствование первоначальных предположений, вместо следования первоначальному плану.

Такой подход — это не перезагрузка системы, а совершенствование; это не перестройка, а гибкая подстройка. В этом смысле дизайн–мышление работает в духе agile–подхода.

Принятие ограничений

Первая стадия проектирования заключается в поиске важных ограничений и определении системы их оценки.

Три пересекающихся критерия успешных идей:

Осуществимость. Это возможно в реальности? Есть ли для этого ресурсы, техническая возможность?

Рентабельность. А это действительно то, что окупает себя? Является ли это устойчивой бизнес–моделью?

Желаемость. Это нужно людям? Это ценно, важно, значимо?

Если продукт или проект собирается выйти на рынок, дизайн–мышление помогает организовать креативный процесс таким образом, чтобы создать продукт “на грани” каждого из этих трёх критериев.

Отсутствие любого из них может столкнуть инновацию с трудностями. Дизайн–мышление помогает этого избежать.

Экспериментальный подход

При реализации дизайн–мышления в разработке выпускается прототип продукта, который потом совершенствуется.

Здесь работает следующий принцип: “Чем раньше ошибешься — тем лучше”. Лучше столкнуться с реальностью самом начале, чем потом, после затраты огромных усилий и денег.

Поощряются ошибки, если они были сделаны с экспериментальными целями. Один из экспериментов обязательно выстреливает, выводя бизнес на совершенно новый уровень.

Открытость, свободомыслие, и люди

Для дизайн–мышления основой всего является человек. Важно как слаженное групповое взаимодействие (особенно — при реализации сложного и инновационного продукта), так и индивидуальная работа каждого.

Цель дизайн–мышления — повысить эффективность команды и конкретных людей, создав для них отличное пространство.

Поощряется свободомыслие, атмосфера открытости и доверия, драйва и адреналина. Дизайн–мышление работает не на принуждении, а на страсти; не на регламентах, а на креативном поиске. Главное — результат.

Технология и корпортативная культура

В конечном счёте применять дизайн–мышление можно по–разному.

Это может реализация конкретных техник и инструментов этого подхода с целью решить конкретные задачи. Также это может быть трансформация всего бизнеса в принципе — такой подход особенно хорошо проявляет себя для компаний, в которой основным ресурсом является человеческая креативность и интеллектуальность.

Когда стоит внедрять дизайн–мышление?

Дизайн–мышление сегодня является необходимостью для таких проектов и продуктов, где постоянно происходят инновации, изменения, где требуется постоянный приток новых идей и творческих решений.

Необходимо дизайн–мышление и там, где происходит вывод нового продукта на рынок, или реализуется новый уникальный проект.

Продукт, в котором зайдействовано дизайн–мышление, всегда превосходит конкурентов, которые систематично копируют друг друга; дизайн–мышление позволяет быть “впереди” и задавать тренды, получать высокую прибыль в короткие сроки за счёт инновационности продукта, занимать и удерживать передовые позиции на рынке.

Как проявляет себя Agile в дизайн мышлении?

Дизайн мышление и Agile как современный майндсет управления продуктами и проектами имеют много общего. За счёт этого их сочетание в реализации конкретных стратегий и тактик бывает очень продуктивным.

Что общего между ними? На самом деле они сходятся по целому ряду ключевых ценностей. Можно даже сказать, что во многом они дублируют друг друга.

Антропоцентричность и человечность

Фокусировка на ценность продукта

Фокусировка на человеческое взаимодействие

Экспериментальный подход к разработке

Поощрение свободомыслия и инициативности

Открытость, прозрачность, ясность

Agile в дизайн мышлении проявляет себя на всех этапах — от этапа наблюдения за потенциальными пользователями продукта (что необходимо для гибкой подстройки продукта под пользователя), до генерации идей (где команда может работать доверительно и свободно, в полной мере проявляя все свои компетенции и с коллективной ответственностью за результат).

Agile и дизайн мышление в подходе к потребностям клиента

Ключевой фокусировкой гибкого подхода к управлению является принципиальная фокусировка на ценность продукта и адаптация к потребностям конечного пользователя продукта. Именно эти же ценности лежат в основе дизан мышления, цель которого — найти золотую середину между нужностью продукта (его желаемостью), его рентабельностью и возможностями его осуществления.

Используя принципы Agile мы можем эффективнее найти эту золотую середину и реализовать её, используя человеческие ресурсы максимально продуктивно. Это возможно за счёт того, что Agile это не просто принципы разработки, а особый стиль мышления, фокусировкой которого является конечный продукт, а не процесс разработки.

За счёт смещения фокуса внимания с процесса разработки на ценность продукта, возникает возможность высвободить креативность и создать необходимую атмосферу. При этом помогают как принципы Agile разработки, так и принципы дизайн мышления. Конечные же ценности, как показано выше, в этих инструментах являются почти аналогичными.

Резюме

Agile в дизайн мышлении проявляет себя как в общих принципах и ценностях, так и в конкретных способах реализации этих ценностей для разработки продуктов и организации деятельности.

Ключевым для обоих подходов является фокусировка на ценность продукта и на продуктивное взаимодействие команды, реализующей сложный и новый продукт. Гибкость подхода позволяет создать такой продукт, который является максимально востребованным у пользователей и позитивно трансформирует мир и рынок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector