Igro-zon.ru

Работа и жизнь
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продуктовый дизайнер нетология

Автор: Юлия Медведева

В 2017 словосочетания «дизайн продукта» и «дизайнер продукта» стали настолько модными, что многие бросились переделывать свои портфолио и визитки только ради того, чтобы добавить к заголовку «дизайнер» модное слово «продукта».

Но сменить название недостаточно. Надо разобраться, что такое дизайн продукта, кто его делает и какими навыками должен обладать его дизайнер.

Что такое дизайн продукта?

Когда мы говорим о цифровом дизайне, то чаще всего подразумеваем пиксели, фотошоп и градиенты. Это представление о дизайне появилось на заре интернета, когда сайты, программы и приложения были настолько простыми и однотипными, что главной задачей дизайнера было выбрать цвета поярче и нарисовать оригинальные иконки.

В 2017 мы создаем настолько сложные цифровые продукты, что в первую очередь должны заботиться не о красоте, а о логике, пользовательском опыте и задачах бизнеса. Первым откликом на эти усложнения стало появление дизайнеров интерфейсов. Какое-то время этого было достаточно: интерфейсные дизайнеры думали о пользователях и логике, а графические — рисовали экраны и кнопки. Но со временем оказалось, что нужен еще кто-то, кто будет работать с аналитикой, делать прототипы, взаимодействовать с заказчиком и решать задачи бизнеса.

Из картинок и пикселей дизайн превратился в сложный многоэтапный процесс на стыке инженерии, менеджмента и графики. Оказалось, что дизайн — это не пиксели и красота, а комплексное понимание того, каким будет итоговый продукт, какие задачи и какими инструментами он будет решать.

Кто такой дизайнер продукта?

Когда дизайнерские команды из пары графиков разрослись до пары десятков узких специалистов, которые решают конкретные задачи и работают над отдельными участками одного и того же продукта, появилась необходимость в специалисте, который смог бы объединить и координировать все этапы дизайна продукта.

Этот человек должен владеть информацией о бизнес-задачах, пользователях и их опыте, разбираться в прототипах, шрифтах и колористике и обладать менеджерскими навыками, чтобы координировать работу и общаться с заказчиком.

Ни один из узких специалистов в дизайнерских командах не удовлетворял всем этим требованиям и на рынке появилась новая профессия: дизайнер продукта.

Дизайнер продукта стал тем самым человеком, который разбирается во всех этапах дизайна, способен соединить в одном продукте задачи бизнеса и запросы пользователей, может координировать работу команды и готов общаться с менеджером продукта или с заказчиком.

Чем дизайнер продукта отличается от обычного дизайнера?

Обычный дизайнер — в понимании большинства — это графический дизайнер. Человек, который умеет рисовать и обрабатывать графику, разбирается в цветах и шрифтах и знает, как расположить элементы на экране.

Дизайнер продукта тоже должен владеть графическим дизайном. Но кроме этого он должен разбираться в пользовательском опыте, уметь работать с аналитикой, прототипировать и разбираться в бизнес-стратегии.

Скорее всего, один человек не может быть одинаково силен во всех этих сферах, и в зависимости от прошлого опыта у продуктового дизайнера будет одна-две сильные стороны, но знаний и умений в остальных областях должно хватать, чтобы понимать, что делает команда, иметь полное видение продукта и процесса, видеть ошибки и знать, как их можно исправить.

Кроме этого, обычный дизайнер несет ответственность только за свою часть работы. Чаще всего он рисует и сдает макеты, и на этом его зона ответственности заканчивается.

Дизайнер продукта отвечает за его работоспособность. Это значит, что он отвечает за успех каждого этапа: дизайна, разработки, внедрения. И даже после внедрения дизайнер продукта собирает аналитику и предлагает улучшения продукта.

Таким образом, у дизайнера продукта есть два основных отличия от других дизайнеров: набор умений и степень ответственности.

Какие навыки нужны дизайнеру продукта?

Дизайнер продукта должен знать: бизнес-стратегию, аналитику, прототипирование, дизайн интерфейса и графический дизайн.

Знание бизнес-стратегии поможет разобраться в проблеме, найти несколько работающих решений этой проблемы и выбрать из них лучшее. Дизайнер продукта способен разобраться в бизнес-процессах заказчика, найти его реальные боли, поставить цели и достичь их с помощью предложенного решения.

Он разбирается в аналитике, чтобы суметь собрать данные о пользователях и их опыте взаимодействия с аналогичными продуктами, и на основе этих данных разработать план тестирования.

Он знает прототипирование достаточно, чтобы быть уверенным, что проектировщик выбрали лучшие идеи. Затем он снова обращается к аналитике, чтобы на основе тестов сформировать работающую концепцию продукта.

Он знает UI/UX и графический дизайн настолько, чтобы координировать и направлять дизайнеров, вовремя замечать ошибки, находить пути их исправления и в итоге представить продукт в наиболее презентабельном виде, который гарантирует пользователям лучший опыт взаимодействия.

Нам нужен дизайнер продукта, где его взять?

У вас есть четыре возможности: обратиться в дизайнерское агентство, найти готового дизайнера продукта, схантить его в другой компании или вырастить самим.

Крупные дизайнерские агентства, студии и бюро как правило имеют в своем штате нескольких дизайнеров продукта, в комплекте с которыми идет команда дизайнеров, а иногда и разработчиков.

У этого решения есть один существенный недостаток: дизайнер продукта будет нести ответственность за продукт только на коротком отрезке времени: до запуска или максимум несколько месяцев после. Когда ваш продукт устареет, вам придется начинать все с начала с новой командой и новым дизайнером продукта.

Можно попытаться найти дизайнера продукта на дизайнерских сайтах и в сообществах на Dribbble или Medium. Но нужно внимательно смотреть портфолио и резюме таких кандидатов, потому что часто обычные веб-дизайнеры или графики называют себя дизайнерами продуктов.

Переманить готового специалиста из другой компании может быть хорошим, но сложным и дорогим решением. На рынке сейчас не так много достойных специалистов, и как правило, компании, в которых эти специалисты работают, их ценят и стараются удержать.

Самым надежным вариантом остается третий: вырастить своего дизайнера продукта внутри команды. Для этого дизайнеру нужны хорошие способности и желание развивать и наращивать знания и умения.

Команде, чтобы вырастить своего дизайнера продуктов нужен высокий уровень доверия, открытость к мнениям и хорошо налаженное взаимодействие между всеми участниками процесса.

А можно какой-нибудь институт закончить?

В России есть несколько учебных заведений, где можно получить профессию дизайнера продукта, но с оговорками.

Например, учебная программа ВШЭ в большей степени нацелена на UI/UX и прототипирование и почти не затрагивает работу с аналитикой и бизнес-стратегию. Британка на одноименном интенсиве и вовсе обещает научить только UI/UX.

Правильную учебную программу и неплохих экспертов обещает онлайн-курс «Продуктовый дизайнер» от Нетологии. Стоимость курса — 58 900 ₽, занятия два раза в неделю по два часа.

Курс «Дизайнер интерфейсов» на Курсере обещает научить создавать интерфейсы, но на деле поможет вырасти в продуктового дизайнера. Посмотрите на программу курса и особенно — на экспертов. Среди них Юрий Ветров, Дмитрий Осадчук и Андрей Сундиев из Mail.Ru Group, Виктор Иванов, UX-аналитик Одноклассников и Максим Павлов, креативный директор и партнер компании Notamedia.

За рубежом можно найти больше сотни учебных курсов разной длительности и стоимости, но подавляющее большинство из них тоже заточены на развитие одного-двух навыков из всех, которые необходимы хорошему дизайнеру продукта.

На Кикстартере был запущен сбор средств на открытие Unicorn Institute, в котором можно получить профессию дизайнера продукта. Компания успешно закончилась и сейчас институт в Теннесси предлагает двухгодичную программу, которая отвечает современным требованиям рынка.

Если вы не готовы уехать в Теннесси на два года или вложить несколько десятков тысяч в хорошие курсы, есть альтернативный выход: самостоятельно развивать и прокачивать свои навыки. Начните с книг о дизайне, определите свои сильные стороны и зоны развития и постепенно прокачивайте скилл за скиллом на соответствующих курсах.

Кто такой продуктовый дизайнер: что делает и за что отвечает

Одна из секций прошедшей в Иннополисе ночной конференции IT Nights была посвящена продуктовому дизайну. Узнали у спикеров конференции, кто такой Digital Product Designer и что конкретно он делает.

Обучение в онлайн-университете: курс «Продуктовый дизайнер»

Продуктовый дизайнер — специалист, который отвечает за выявление проблем продукта, предлагает решения по его улучшению и реализует изменения с учетом бизнес-стратегии продукта.

До сих пор не существует однозначного устоявшегося определения профессии продуктового дизайнера, поэтому бытуют стереотипы, что продуктовый дизайнер — это тот, кто рисует продукты. На самом деле это специалист широкого профиля — обладает широкими навыками и пониманием основ ряда узкоспециализированных профессий: UX-дизайнер, графический дизайнер, исследователь, аналитик, прототипировщик, маркетолог, бизнес-стратег. Продуктовые дизайнеры востребованы и хорошо зарабатывают.

Читать еще:  Что должен знать дизайнер одежды

Что делают продуктовые дизайнеры

Дизайнер компании Evil Martians

Дизайнер продукта — профессия достаточно новая. С непривычки нас можно перепутать с дизайнерами интерфейса, графическими дизайнерами, исследователями или даже бизнес-аналитиками, но на практике нам удается совмещать в одной роли все вышеперечисленное. Главная задача продуктового дизайнера — помочь цифровому продукту прийти к измеримому успеху, а для этого одного рисования интерфейсов недостаточно.

Дизайнер на «Марсе» [в компании Evil Martians. — прим. Нетологии] обращается к аналитике и пользователям, чтобы найти основные проблемы продукта, изобретает эффективные решения посредством прототипирования в графическом редакторе или коде, сопровождает разработку этих решений, тестирует результат и повторяет цикл, если нужно. Это не просто ремесленник, а стратег и инженер, движущая сила веб-сервиса или приложения.

Head of R&D компании «Ак Барс Цифровые Технологии»

Продуктовый дизайнер — человек, который должен совмещать в себе три базовые роли. Первая — это ответственность за качество пользовательского опыта. Он должен регулярно получать обратную связь от пользователей, проводить исследования текущего пользовательского следа внутри актуального цифрового продукта и постоянно его улучшать. А также думать над востребованными улучшениями, проводить исследования по изучению пользовательского спроса.

Вторая большая область влияния — это ориентация в технологическом мире, чтобы придумывать оптимальные с точки зрения технической разработки решения задач. Это как архитектор — с одной стороны должна быть эстетическая роль, с другой — он должен разбираться в технологиях.

Третье — экспертиза, связанная с бизнесом цифрового продукта. Ему нужно разбираться в модели монетизации, стратегии, понимать основные метрики жизнеспособности продукта. Каждое его решение должно быть продиктовано пониманием этих метрик и быть максимально ориентированным на их увеличение.

Руководитель команды продуктового дизайна компании Miro

Digital Product Designer работает с бизнес-эффектами и гипотезами, достигая первые и проверяя вторые, через итеративную работу с цифровым продуктом. Мы в Miro вовлекаем дизайнера на ранних стадиях работы с проектами, чтобы он или она могли определять, как должно выглядеть решение.

В зависимости от стадии продукта, опыта дизайнера и задачи специалист адаптирует свой процесс работы под цель. Например, чтобы расширить число этапов, которые закрывает продукт в работе команд, нужно провести исследование рынка, пользователей и конкурентов, чтобы сформировать видение: как мы можем это сделать. Либо же, получив такое понимание от стейкхолдеров, взять в проработку вид, опыт и функциональность, которые потенциально могут привести нас в ту точку, о которой мы договорились. Дробя вышесказанное на этапы, можно схематично зафиксировать процесс так: проблема/эффект/гипотеза → исследование → проектирование решения → тестирование → улучшение → запуск → анализ. Повтор.

Креативный директор компании Mail.Ru Group

В компании Mail.ru целая экосистема сервисов, чтобы закрыть большинство потребностей пользователей в онлайне. Они различаются по содержанию, стилю и разной фазе активности работы над ними (концепции/запуск/поддержка), поэтому заскучать невозможно и есть где развернуться.

Мы создаем концепции, прорабатываем их и внедряем, параллельно работая над отдельными задачами по улучшению какой-то локальной части сервиса.

Нам повезло: мы доказали внутреннюю экспертизу и уже давно занимаемся задачами шире создания самого продукта — креативная часть, айдентика, маркетинг. К этому тоже можно прикоснуться в своей работе, так как большой пул проектов и постоянно запускаются новые.

Сколько зарабатывают продуктовые дизайнеры

По данным сайта hh.ru, среднее предложение для продуктовых дизайнеров составляет от 40 000 ₽ до 90 000 ₽ ежемесячно (данные по состоянию на август 2019), в зависимости от города:

  • Москва — 90 000 ₽
  • Санкт-Петербург — 75 000 ₽
  • Новосибирск — 58 750 ₽
  • Екатеринбург — 60 000 ₽
  • Нижний Новгород — 57 500 ₽
  • Казань — 60 000 ₽
  • Челябинск — 47 500 ₽
  • Омск — 42 500 ₽
  • Самара — 66 250 ₽
  • Ростов-на-Дону — 50 000 ₽
  • Уфа — 50 000 ₽
  • Красноярск — 45 000 ₽
  • Пермь — 40 000 ₽
  • Воронеж — 47 000 ₽

Работу продуктового дизайнера готовы предложить компании, которые занимаются разработкой ИТ-продуктов: веб-студии, интернет-стартапы, ИТ-холдинги, банки, телеком. От масштаба компании и сложности задач зависит и оплата.

По данным hh.ru, 41% вакансий приходится на компании ИТ-сферы. 11% — на розничную торговлю. В 9% случаев продуктовых дизайнеров ищут в компании, занимающиеся маркетингом, рекламой, BTL, PR. 7% предложений размещены организациями, которые специализируются на товарах широкого потребления. 5% приходится на финансовый сектор.

Можно предположить, что приведенные зарплаты относятся к уровню начинающих или мидл-специалистов. Топовому сотруднику или руководителю продуктовой команды компании в городе-миллионнике готовы предложить оклад в несколько сотен тысяч рублей.

Половина предложений для продуктовых дизайнеров подразумевает опыт работы от 1 года до 3 лет, еще 37% — опыт от 3 до 6 лет. 8% работодателей трудоустроят кандидатов без опыта работы.

Какими навыками должен обладать продуктовый дизайнер

Руководитель отдела дизайна продуктов компании «Актион-МЦФЭР»

Чтобы быть дизайнером продукта, нужно сначала всесторонне изучить, как устроен продукт: модель монетизации, портрет аудитории, задачи, сценарии, боль и радости пользователей, структура взаимодействия, интерфейс, используемые технологии и так далее. А потом прикладывать силы к тому, чтобы продукт становился лучше. Аналитическое мышление, эмпатия и умение учиться — главные hard skills дизайнера. Умение слушать, понимать и говорить — ведущие soft skills. А важнейшими установками должны стать желание делать дела (а не витать в облаках) и разделение коллективной ответственности за то, что вы отдаете пользователю в результате.

Head of R&D компании «Ак Барс Цифровые Технологии»

Прежде всего, это ожидания от UX-дизайнера, пользовательские исследования перед запуском итерации (to be customer journey map), а также после (as is customer journey map). Это создание прототипов разной степени детализации, которые применяются в исследованиях. Умение декомпозировать функциональность, которая находится в бэклоге, например, используя инструменты user story mapping. Умение проводить стратегические сессии вместе с командой с использованием таких инструментов, как lean canvas; потому что проведение сессий в формате коллективного творчества — самый эффективный метод сбора требований для продуктового дизайнера.

Также требуются базовые навыки UI-дизайна, непосредственно связанные с созданием дизайн-системы цифрового продукта: UI-кит, модульные сетки, типографические стили, стилистика иллюстраций, пиктограммы, набор токенов, разные фирменные цвета, набор компонентов интерфейса, анимация и прочее.

Дополнительной экспертизой является понимание владения продуктом, чтобы говорить на одном языке с бизнес-владельцем: бизнес-модель, модель ценообразования, маркетинговые исследования, vision продукта. И свободная ориентация в таких актуальных процессах цифрового производства продукта, как lean development, scrum и так далее.

Креативный директор компании Mail.Ru Group

На мой взгляд, сейчас важно не быть «одностаночником» — большинство сложных дизайнерских задач находятся на стыке ролей и специальностей. Уже нельзя просто нарисовать прототип, разукрасить его и отдать. Вы точно найдете, где применить навыки в копирайтинге, полиграфии, айдентике и даже 3D.

Важно понимать, что продуктовый дизайнер — один из элементов пазла успешного продукта. Только в команде рождаются идеальные решения, сделать все одному можно, но сложно — это только одна точка зрения за продукт или задачу. Как следствие, важно прокачивать свои коммуникационные навыки.

Внимание к мелочам: как говорится, дьявол в деталях — по умолчанию от продуктового дизайнера ждут аккуратности в смыслах, в макетах, в решениях. Важно осознавать, что каждый день именно ты можешь сделать продукт лучше. Следствие инициативы — брать ответственность за свои идеи и решения.

Ну и один из самых приятных моментов в работе — понимание, что ты делаешь это все для конкретных людей, которых сотни, тысячи, миллионы. И ты делаешь их жизнь проще, лучше и удобнее!

Руководитель команды продуктового дизайна компании Miro

Рад, если для кого-то это прозвучит очевидно, и ещё больше рад, если в вас это уже есть — дайте мне знать, я в постоянном поиске таких людей.

1. Моделирование сценариев: что было до, что будет после, как мы сюда попали, а что если?… Работу опытного дизайнера отличает отсутствие логических дыр и разрывов во взаимодействии: всегда ясно, откуда, куда и как может двигаться пользователь.

2. Снижение неопределенности. Это иногда называют исследованиями, но мне не хотелось бы сужать до конкретного инструмента. Задача может быть шире: формализовать требования или критерии результата, сформулировать вопрос, на который нужно ответить, или гипотезу, которую нужно проверить, а затем провалидировать их. Это о том, чтобы двигать работу вперёд, даже если результат невозможно описать в текущем моменте.

Читать еще:  Чем полезен веб дизайнер

3. Проектирование. Опять же в широком смысле: как это будет выглядеть, как это будет работать, что будут чувствовать люди, используя это?

4. Коммуникация. Причём как внешняя, так и внутренняя. Команде важно объяснить: почему принято то или иное решение, а клиенту донести ценность, которую он получит от этого. Ещё важно слышать, задавать открытые вопросы и контролировать эмоции.

5. Менеджмент. В начале — научиться управлять собой: своим временем, обязательствами и ресурсами. Затем это масштабировать на проектную группу, отдел, департамент и всю компанию.

6. Бизнес-мышление. Как мы влияем на благосостояние компании? Делаем ли мы самую важную вещь с точки зрения эффектов в текущий момент? Как мы можем вырасти в десять раз в годовом доходе?

7. Проактивность. Что-то не ок → предложи, как улучшить. У тебя есть идея → обсуди. Не хватает ресурсов → придумай, как скорректировать решение или передоговорись. Не ждать, а жить интересную и правильную в вашем понимании жизнь.

Продуктовый дизайнер: об актуальности профессии и не только

Дизайнеры на сегодня — самая востребованная профессия в мире. Результативным специалистам платят большие деньги, а «война» за хорошего — идёт насмерть.

Лев Соломадин, лидер цифрового дизайна в «Сибуре», рассказывает о своём опыте работы продуктовым дизайнером.

Продуктовый дизайнер — это относительно новый вид, где совмещаются функции, которые недавно выполнялись разными специалистами: UX-дизайн (или дизайн взаимодействия), графический (визуальный) дизайн и анимация, исследование пользователей, аналитика, прототипирование и многое другое.

Где этому учат

Появились курсы, школы, интенсивы, воркшопы и так далее. Каждый норовит сказать, что «именно у нас вы станете тем самым дизайнером продукта».

Мне кажется, нет такого образования в виде курса. Есть исключения в виде продолжительных образовательных программ. Например, в этом году мы пришли в Британскую высшую школу дизайна. Дали ребятам два сложных кейса из реального производственного сектора. Все студенты отлично справились с задачей — будем тестировать их решения на производстве.

Нет универсального набора знаний, что делают тебя «продуктовым» и необходимы для работы у нас. Нужно просто получить реальный опыт и хотеть постоянно учиться.

Мне повезло — около пяти лет назад меня взяли в сложнейший продукт без релевантного опыта. Рассказали про «клиентский опыт», про то, зачем нужны исследования, и так далее.

Затем я попал в самое известное цифровое подразделение финтеха в России. Там я получил большую часть знаний, что применяю сегодня в решении весьма нетривиальных задач, которые возникают в процессе создания продукта для производственных нужд.

Принципы работы

Красота интерфейса важна, но не первична. Безусловно, если вы сделаете эстетически приятное решение, это прекрасно.

Понятная навигация — чудесно, понятная анимация — просто супер. Это важно, ведь чем быстрее пользователь разберётся, куда ему нажать, — тем лучше это отразится на метриках. Но какая разница, какого цвета ваше приложение, если процесс под капотом глупый и нелепый? В чём смысл красивых теней, если пользователю нужно будет вводить три раза пароль на входе? Углубившись в рисование, можно запросто забыть, для каких целей создаётся интерфейс и какие задачи он должен решать.

Коллеги меня часто спрашивают: «Почему ты сидишь и собираешь таблицу для парсинга данных? Ты ведь дизайнер» или «А зачем тебе ехать и работать на завод с мужиками? Ты ведь дизайнер».

В моём представлении дизайнер — тот, кто занимается кейсом от и до, а не только рисует картинки.

Если попробовать описать на уровне требований, то сейчас чарт знаний и навыков выглядит так:

  • Опыт.
  • Работа с данными.
  • Знание кода.
  • Способность к критическому мышлению (не путать со снобизмом и недовольством всех и всего).
  • Усидчивость.
  • Грамотный русский язык (а хорошо бы английский).
  • Небезразличие.
  • Дотошность.

Любая задача проходит через несколько этапов

  • Определение контекста — обязательные выезды на производство (если задача сопряжена с ним). Кадрирование процессов, работа с людьми в бригаде или команде.
  • Понимание или определение задачи пользователя — глубинки, дизайн-сессии, сбор аналитики.
  • Формирование гипотез (две-три штуки). Это могут быть как процессные изменения, так и интерфейсные гипотезы.
  • Выставление метрик. Как мы поймём, что задача пользователя была решена? А как это измерить? Что является критерием dod?
  • Тестирование. Составление тест-кейсов, тестирование, обкатка решения.

Про актуальность

Пока будут задачи по проектированию взаимодействия человека с системой, актуальность нашей профессии не пропадёт.

Многое модифицируется со временем: появятся новые методологии, языки программирования, направления, но суть останется неизменной.

Около двух лет назад мой наставник Иван Васильев читал интересную лекцию. Она называлась «Дизайнер 2022».

Короткий introduction заключался в очень простых, но удивительных фактах. Facebook была основана в 2004 году, App Store — в 2008. Сейчас это гигантский трафик и огромные аудитории. В какой-то момент времени экран захватил наше внимание очень сильно, а цифровые сервисы стали полноправной частью нашей жизни.

Я помню свой первый модем 56,5 Кбит/с. Мой племянник, которому сейчас 18, не знает, что это такое. Для него iPhone существовал всегда.

Невероятно сильный всплеск развития технологий создал целую индустрию.

Четвёртная промышленная революция идёт полным ходом. Наше (продуктовых дизайнеров) присутствие в крупнейшей нефтехимической компании в России обусловлено именно ей.

Про простоту и минимализм

Фраза “Less is more” стала манифестом минимализма в дизайне, который провозгласил архитектор Людвиг Мис ван дер Рое. Чем проще дизайн, тем он выразительнее и функциональнее; каждая деталь должна нести смысл; в конце концов, именно функциональность каждой детали предмета, материала и даже его формы мы и называем дизайном.

«Дизайн без дизайна» — это вышка. Мы целимся в исправление процессов. Дизайн интерфейса не занимает больше 10–15% от общего времени на решение задачи или проблемы. Процесс «прокопки» выглядит следующим образом:

  • Понимание задачи или потребности пользователя.
  • Понимание задачи или потребности бизнеса.
  • Генерация гипотез решения.
  • Формирование метрик успешности пилота.
  • Тестирование гипотез.
  • Выводы.

Интерфейс (если он нужен) появляется в самом конце. Только когда абсолютно точно понятно, какой будет эксперимент и как посчитать эффект от него.

Этот процесс непрерывен. Часто прилетает запрос «сделайте нам мобильное приложение» или «давайте вот тут бота вставим». Давайте. Только перед началом работы определим метрики, dod и построим эксперимент.

Удобство и эргономичность + польза

В случае с проектированием решений для использования на заводах для нас первичен контекст. Необходимо понимать среду, в которой будет использоваться решение. Например, стало очевидно, что руки специалиста при работах должны быть свободными (от рации, телефона и прочего), тогда начали внедрять AR. Не наоборот.

С мобильными приложениями похожая история.

Когда персонал, который совершает обход оборудования, впервые пришёл к технарям с просьбой придумать что-то практичнее бумажных журналов, ему дали неплохое коробочное решение, которое кастомизировали, настроили и пустили в плавание. Но не очень подумали о самом процессе использования этого решения.

У людей появился электронный журнал обходов. Но его синхронизация вызывала ряд вопросов — надо было дважды в день шнурком подключать смартфон обходчика к компьютеру для переброса информации в архив. Это неудобно для пользователя. Кончилось тем, что в конце концов всё равно вернулись к бумажным блокнотам. Почему? Да потому что так удобнее.

Продуктовый дизайнер идёт прежде всего от комфорта пользователей и от их потребностей.

Личные качества

Не сильно важно, какой ты — заносчивый понторез или загадочный интроверт, если ты можешь решать сложные задачи.

Многое зависит от роли дизайнера. Что он вообще делает по долгу службы? Готовит продающие презентации большим клиентам на пресейлах или, получая технические требования и архитектуру уже готово решения, собирает UI по кнопочкам?

Могу сказать точно: надо уметь слушать и говорить, комфортнее чувствовать себя в большом коллективе.

Для комфортной и результативной работы у нас в «Сибуре» абсолютно точно необходимо уметь исследовать пользовательский опыт и переводить исследовательскую информацию в управляемый дизайн. Случается так, что исследования занимают у нас большую часть времени.

Про место работы и деньги

У нас очень «правильный» офис. Стены, на которых можно писать, пуфики, большая кухня, много переговорных для сбора команд и так далее.

Читать еще:  Сообщение на тему дизайнер интерьера

Мы (дизайнеры) не сидим в одном месте. Все распределены по командам и заняты своими продуктами. Несмотря на это, у нас очень сплочённое комьюнити. У нас даже манифест есть. Раз в неделю мы устраиваем большую встречу на несколько часов, где делимся опытом и результатами друг с другом, разбираем задачи общей направленности.

Считается, что зарплаты в нашей отрасли высокие. Есть анекдот про то, как одна подруга советует другой найти себе айтишника. Вот мы не отстаём. Зарплата у нас в компании очень даже конкурентоспособна. Но обсуждается индивидуально с каждым кандидатом.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Автор: Юлия Медведева

В 2017 словосочетания «дизайн продукта» и «дизайнер продукта» стали настолько модными, что многие бросились переделывать свои портфолио и визитки только ради того, чтобы добавить к заголовку «дизайнер» модное слово «продукта».

Но сменить название недостаточно. Надо разобраться, что такое дизайн продукта, кто его делает и какими навыками должен обладать его дизайнер.

Что такое дизайн продукта?

Когда мы говорим о цифровом дизайне, то чаще всего подразумеваем пиксели, фотошоп и градиенты. Это представление о дизайне появилось на заре интернета, когда сайты, программы и приложения были настолько простыми и однотипными, что главной задачей дизайнера было выбрать цвета поярче и нарисовать оригинальные иконки.

В 2017 мы создаем настолько сложные цифровые продукты, что в первую очередь должны заботиться не о красоте, а о логике, пользовательском опыте и задачах бизнеса. Первым откликом на эти усложнения стало появление дизайнеров интерфейсов. Какое-то время этого было достаточно: интерфейсные дизайнеры думали о пользователях и логике, а графические — рисовали экраны и кнопки. Но со временем оказалось, что нужен еще кто-то, кто будет работать с аналитикой, делать прототипы, взаимодействовать с заказчиком и решать задачи бизнеса.

Из картинок и пикселей дизайн превратился в сложный многоэтапный процесс на стыке инженерии, менеджмента и графики. Оказалось, что дизайн — это не пиксели и красота, а комплексное понимание того, каким будет итоговый продукт, какие задачи и какими инструментами он будет решать.

Кто такой дизайнер продукта?

Когда дизайнерские команды из пары графиков разрослись до пары десятков узких специалистов, которые решают конкретные задачи и работают над отдельными участками одного и того же продукта, появилась необходимость в специалисте, который смог бы объединить и координировать все этапы дизайна продукта.

Этот человек должен владеть информацией о бизнес-задачах, пользователях и их опыте, разбираться в прототипах, шрифтах и колористике и обладать менеджерскими навыками, чтобы координировать работу и общаться с заказчиком.

Ни один из узких специалистов в дизайнерских командах не удовлетворял всем этим требованиям и на рынке появилась новая профессия: дизайнер продукта.

Дизайнер продукта стал тем самым человеком, который разбирается во всех этапах дизайна, способен соединить в одном продукте задачи бизнеса и запросы пользователей, может координировать работу команды и готов общаться с менеджером продукта или с заказчиком.

Чем дизайнер продукта отличается от обычного дизайнера?

Обычный дизайнер — в понимании большинства — это графический дизайнер. Человек, который умеет рисовать и обрабатывать графику, разбирается в цветах и шрифтах и знает, как расположить элементы на экране.

Дизайнер продукта тоже должен владеть графическим дизайном. Но кроме этого он должен разбираться в пользовательском опыте, уметь работать с аналитикой, прототипировать и разбираться в бизнес-стратегии.

Скорее всего, один человек не может быть одинаково силен во всех этих сферах, и в зависимости от прошлого опыта у продуктового дизайнера будет одна-две сильные стороны, но знаний и умений в остальных областях должно хватать, чтобы понимать, что делает команда, иметь полное видение продукта и процесса, видеть ошибки и знать, как их можно исправить.

Кроме этого, обычный дизайнер несет ответственность только за свою часть работы. Чаще всего он рисует и сдает макеты, и на этом его зона ответственности заканчивается.

Дизайнер продукта отвечает за его работоспособность. Это значит, что он отвечает за успех каждого этапа: дизайна, разработки, внедрения. И даже после внедрения дизайнер продукта собирает аналитику и предлагает улучшения продукта.

Таким образом, у дизайнера продукта есть два основных отличия от других дизайнеров: набор умений и степень ответственности.

Какие навыки нужны дизайнеру продукта?

Дизайнер продукта должен знать: бизнес-стратегию, аналитику, прототипирование, дизайн интерфейса и графический дизайн.

Знание бизнес-стратегии поможет разобраться в проблеме, найти несколько работающих решений этой проблемы и выбрать из них лучшее. Дизайнер продукта способен разобраться в бизнес-процессах заказчика, найти его реальные боли, поставить цели и достичь их с помощью предложенного решения.

Он разбирается в аналитике, чтобы суметь собрать данные о пользователях и их опыте взаимодействия с аналогичными продуктами, и на основе этих данных разработать план тестирования.

Он знает прототипирование достаточно, чтобы быть уверенным, что проектировщик выбрали лучшие идеи. Затем он снова обращается к аналитике, чтобы на основе тестов сформировать работающую концепцию продукта.

Он знает UI/UX и графический дизайн настолько, чтобы координировать и направлять дизайнеров, вовремя замечать ошибки, находить пути их исправления и в итоге представить продукт в наиболее презентабельном виде, который гарантирует пользователям лучший опыт взаимодействия.

Нам нужен дизайнер продукта, где его взять?

У вас есть четыре возможности: обратиться в дизайнерское агентство, найти готового дизайнера продукта, схантить его в другой компании или вырастить самим.

Крупные дизайнерские агентства, студии и бюро как правило имеют в своем штате нескольких дизайнеров продукта, в комплекте с которыми идет команда дизайнеров, а иногда и разработчиков.

У этого решения есть один существенный недостаток: дизайнер продукта будет нести ответственность за продукт только на коротком отрезке времени: до запуска или максимум несколько месяцев после. Когда ваш продукт устареет, вам придется начинать все с начала с новой командой и новым дизайнером продукта.

Можно попытаться найти дизайнера продукта на дизайнерских сайтах и в сообществах на Dribbble или Medium. Но нужно внимательно смотреть портфолио и резюме таких кандидатов, потому что часто обычные веб-дизайнеры или графики называют себя дизайнерами продуктов.

Переманить готового специалиста из другой компании может быть хорошим, но сложным и дорогим решением. На рынке сейчас не так много достойных специалистов, и как правило, компании, в которых эти специалисты работают, их ценят и стараются удержать.

Самым надежным вариантом остается третий: вырастить своего дизайнера продукта внутри команды. Для этого дизайнеру нужны хорошие способности и желание развивать и наращивать знания и умения.

Команде, чтобы вырастить своего дизайнера продуктов нужен высокий уровень доверия, открытость к мнениям и хорошо налаженное взаимодействие между всеми участниками процесса.

А можно какой-нибудь институт закончить?

В России есть несколько учебных заведений, где можно получить профессию дизайнера продукта, но с оговорками.

Например, учебная программа ВШЭ в большей степени нацелена на UI/UX и прототипирование и почти не затрагивает работу с аналитикой и бизнес-стратегию. Британка на одноименном интенсиве и вовсе обещает научить только UI/UX.

Правильную учебную программу и неплохих экспертов обещает онлайн-курс «Продуктовый дизайнер» от Нетологии. Стоимость курса — 58 900 ₽, занятия два раза в неделю по два часа.

Курс «Дизайнер интерфейсов» на Курсере обещает научить создавать интерфейсы, но на деле поможет вырасти в продуктового дизайнера. Посмотрите на программу курса и особенно — на экспертов. Среди них Юрий Ветров, Дмитрий Осадчук и Андрей Сундиев из Mail.Ru Group, Виктор Иванов, UX-аналитик Одноклассников и Максим Павлов, креативный директор и партнер компании Notamedia.

За рубежом можно найти больше сотни учебных курсов разной длительности и стоимости, но подавляющее большинство из них тоже заточены на развитие одного-двух навыков из всех, которые необходимы хорошему дизайнеру продукта.

На Кикстартере был запущен сбор средств на открытие Unicorn Institute, в котором можно получить профессию дизайнера продукта. Компания успешно закончилась и сейчас институт в Теннесси предлагает двухгодичную программу, которая отвечает современным требованиям рынка.

Если вы не готовы уехать в Теннесси на два года или вложить несколько десятков тысяч в хорошие курсы, есть альтернативный выход: самостоятельно развивать и прокачивать свои навыки. Начните с книг о дизайне, определите свои сильные стороны и зоны развития и постепенно прокачивайте скилл за скиллом на соответствующих курсах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector