Что нужно знать чтобы стать дизайнером
Как стать дизайнером интерьера: от обучения до первых заказов
Как раскрыть в себе талант интерьерного дизайнера? И действительно ли эту профессию можно освоить в любом возрасте, не поступая в вуз? Где можно получить ценные базовые знания и собрать клиентскую базу? На все эти вопросы Квартблог дает подробные ответы в сегодняшней статье.
Содержание:
Качества хороших дизайнеров
Начнем с того, что чуткий внутренний дизайнер живет в каждом человеке, который любит свой дом.
А если вы уверены, что способны создать оазис и красоту даже в чужом доме, интуитивно понимаете эстетические пожелания людей, освоить интересную специальность вам будет проще.
Вторая черта, которая важна в профессии, — собственное понимание красивой жизни и уюта.
Кто-то чувствует себя уютно в прогрессивной технообстановке (и с удовольствием создает такие комнаты). Для кого-то интерьер мечты похож на загородный дом из детских воспоминаний (а это уже стиль кантри в его разных вариациях).
У хороших дизайнеров обязательно есть свои предпочтения.
Вне зависимости от того, где вы учились, кем были, нужно четко определить гамму стилей, близких лично вам, чтобы затем работать именно в этих направлениях.
И третье. Психологи делят людей на 3 типа в зависимости от того, что доминирует в характере →
- Мыслитель — человек, у которого преобладает логическое мышление, склонность к анализу, изучению мира.
- Собеседник — тип с развитой эмоциональной сферой, способный к эмпатии, ценящий общение.
- Практик — организатор и деятель.
Современный дизайнер должен в большей степени быть практиком. Он ставит задачи (для строителей, ремонтников), организовывает работу специалистов, контролирует расходы и время.
В то же время в нем обязательно есть:
– черты мыслителя (он должен генерировать идеи, быстро осваивать современные программы моделирования)
– и талант собеседника, умеющего налаживать связи, договариваться.
Директор Международной школы дизайна Надежда Лазарева подметила:
«Успешность на этой стезе зависит не только от уровня подготовки, но и от личных качеств человека, его жизненного опыта. Я бы отметила такие качества: умение слушать и слышать, умение проникать в мир другого человека (эмпатия ценится сейчас выше, чем IQ), образованность и кругозор, стрессоустойчивость, способность к разумному компромиссу, стремление учиться».
Надежда — человек, который придерживается международных стандартов обучения, подготовила выпускников из 47 стран мира!
Итак, обязательно ли поступать в вуз?
Что обычно включают программы образования дизайнеров? С этого начнем.
Высшее профессиональное образование дизайнера
1) Институт бизнеса и дизайна
В «Институте бизнеса и дизайна» (Москва, Протопоповский пер., дом 9, стр. 1) в направление «Дизайн интерьера» входят такие профессиональные предметы, как:
- проектирование
- проектная графика
- пластическое моделирование
- декорирование
- современные интерьерные стили
- материаловедение
- текстиль в интерьере
- проектирование мебели и оборудования
- светология и лайт-дизайн
- экспозиционный дизайн
- управление проектами
- колористика.
2) МЭИ НИУ
В гуманитарно-прикладном институте Национального исследовательского университета (МЭИ НИУ, г. Москва, Красноказарменная ул., дом 14), на кафедре «Дизайна интерьера», такие профильные дисциплины, как:
- технический рисунок
- пропедевтика
- проектирование
- основы производственного мастерства
- информационные технологии в дизайне
- специальные рисунок и живопись
- профессиональный иностранный язык
- история и стилевые характеристики дизайна
- фотография и фотографика
- эргономика
- эстетика
- менеджмент в дизайне
- колористика
- бумажная пластика
- технологии мультимедиа
- концепции современного дизайна
- основы архитектурных конструкций
- отделочные материалы в интерьере
- проектирование визуальной информационной среды.
Подобная обязательная образовательная программа есть еще минимум в 8 вузах России.
То есть традиционно дизайнер должен знать основы проектирования, декорирования, интерьерные стили, виды отделочных материалов, основы менеджмента (управления проектами).
А дают ли краткосрочные курсы полный объем знаний?
Варианты ускоренного дистанционного обучения
Во-первых, стоит рассмотреть бесплатные рассылки и платные уроки от дизайн-студий. Например, студия Надежды Зотовой предлагает дизайн-уроки и курсы совершенно по разным тематикам.
Во-вторых, сразу несколько вариантов ускоренного обучения предлагает «Академическая школа дизайна». Здесь предусмотрены программы и для обучения с нуля, и исключительно для защиты авторского проекта. Исходя из базовых знаний, можно подобрать курс на 2,5 мес., 3,5 мес., 10,5 мес.
Третий вариант быстрого входа в профессию — Международная школа дизайна. Это «золотая середина» между длительной вузовской подготовкой и узкопрофильными курсами.
Обучение здесь может длиться от 1 до 2 лет, включает все необходимые дисциплины и подготовку дипломного проекта. При этом учиться можно и очно, и дистанционно, а в числе преподавателей — много практикующих дизайнеров и декораторов.
«Это мировой опыт: профессиональные школы дизайна дают профессию за 1-2 года» — так сказала директор Школы Надежда Лазарева.
Перейдем к тому, какие книги и уроки нужны тем, кто хочет осваивать профессию быстро, в формате дистанционного обучения.
Полезные книги для начинающего дизайнера
Если вы самостоятельно осваиваете профессию, не имея специального образования, начните изучать литературу двух основных направлений →
1) Об истории развитии дизайна, появлении школ, стилей, архитектурных инноваций.
- Настольная книга дизайнера интерьера. Дженни Гиббс. Ее дарит за подписку Академическая школа дизайна.
2) О подборе цветовой палитры, мебели, отделочных материалов для интерьера.
И советы из открытого доступа
1) Быстро восполнить пробелы в знаниях помогут и «видеотеки» (дайджесты видеоматериалов по определенным темам).
В частности, на YouTube-канале агентства АрхДиалог есть такие полезные видеоролики, как:
- Как создать нескучный интерьер
- Цвет и свет в интерьерах
- Предметы искусства в интерьере.
2) Еще один сборник информации, необходимой любому интерьерному дизайнеру, — цикл лекций по светодизайну от Школы светодизайна.
3) В рубрике «Энциклопедия дизайнера» на Квартблоге есть подробные советы по использованию определенных цветов, описания интерьерных стилей.
Начало пути: как найти первых заказчиков
Первая ступенька к заказам для дизайнера — создание портфолио и резюме.
Работы для кейса вы можете подготовить в ходе практики на курсах. Ваша квартира, лаунж-зона или дача также могут стать вашим начальным проектом.
Главное — уже на этом этапе постарайтесь выделить те интерьерные стили, в которых вам интересно работать.
Первые заказы можно получить и во время стажировки. Потому в идеале стоит выбирать курсы тех студий, которые предлагают практику и возможность трудоустройства после обучения.
При заполнении резюме подробно опишите опыт (даже небольшой, полученный на практике или стажировке), порядок работы над проектами, тонкости решения нестандартных задач.
После этого используйте другие варианты самопрезентации:
- самостоятельно рассылайте резюме в студии или возможным заказчикам (владельцам гостиниц, пансионатов, кафе), например, через hh.ru
- предлагайте свои услуги в проектах на биржах строительного фриланса или YouDo
- соберите базу контактов потенциальных заказчиков и рассылайте личное коммерческое предложение через e-mail или Messenger.
В идеале постарайтесь напрямую связаться со студиями или компаниями, с которыми хотите работать.
Рекламируйтесь. При этом используйте для рекламы современные каналы — соцсети, взаимопиар с коллегами.
Преодолеваем барьеры: как избавиться от непостоянства и непредвиденных трудностей
В карьере дизайнера есть не только престиж и интересные проекты, но и масса трудностей, о которых узнают не из книг, а уже на практике. Самые главные из них таковы →
- Подрядчик не всегда реализует дизайнерские задумки. Бригада может подвести.
- При этом дизайнер отвечает за результат работы. Его репутация зависит от качества решения клиентской задачи.
- Если вы работаете не в студии, клиентов нужно постоянно искать. Без хорошей репутации это сложно.
- Кроме творческой части проектов дизайнер выполняет массу рутинных задач — от поиска материалов до полного расчета затрат на ремонт.
Избежать множества таких непредвиденных ситуаций будет проще, если у вас есть круг партнеров и возможности для обмена опытом.
Например, если вы непосредственно работаете с ремонтниками, мебельщиками, специалистом по изготовлению текстиля для дома, шансы совместно найти проект увеличиваются.
Потому на первых этапах карьеры «Квартблог» рекомендует сделать такие дополнительные шаги →
1) Подпишитесь на коллег в соцсетях. Просматривайте кейсы, которые вас вдохновляют. Фиксируйте порядок работы над проектами. Каждый чужой пример — источник опыта!
2) Посещайте отраслевые выставки строительных товаров, предметов интерьера. Будьте в курсе, что сейчас модно.
3) Зарегистрируйтесь на специальных дизайнерских и строительных форумах. Например, на https://homemasters.ru/forums/ есть советы и мнения по отделке, дизайну.
На http://www.interior-design.club — консультации по работе, дневники ремонта, конкурсы.
На http://forum.vashdom.ru ищут специалистов, предлагают услуги.
А на форуме передачи «Квартирный вопрос» обсуждаются готовые проекты, их достоинства и недостатки.
4) Используйте свои аккаунты в соцсетях для «включения» сарафанного радио. Делитесь находками и приглашайте клиентов оставлять отзывы.
Используя разные каналы и современные возможности, в любом возрасте можно развить способность к дизайну и заработать на этом.
Дайджест Квартблога
Лучшие книги для дизайнера интерьера — Мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими полезными с нашей точки зрения книгами, которые будут отличным дополнением к домашней библиотеке дизайнера интерьера.
Сервисы, полезные каждому дизайнеру. И не только — Квартблог собрал список полезных ссылок из 70 сервисов, сайтов и книг, которые будут интересны не только дизайнерам интерьеров.
5 практических рекомендаций для дизайнера по ведению Инстаграм — Делимся советами, которые будут полезны каждому дизайнеру, которому не безразлично его Инстаграм портфолио. Полезные советы и рекомендации от эксперта и Квартблога.
Дизайн-стратегия: как найти свой цвет в интерьере — Дизайнер из Австралии делится советами, как обезопасить себя от цветовых подвохов.
Еще 5 новых трендов в дизайне, которые так легко реализовать — Самые актуальные приемы и тренды в мире дизайна интерьера, которые можно воплотить у себя дома без больших затрат и ремонта.
Маленькие советы для больших перемен от 9 известных дизайнеров — 9 советов — по одному от каждого из 9 известных дизайнеров интерьеров — чтобы сделать свой дом красивее и удобнее.
Как стать дизайнером интерьера
Где лучше всего обучаться дизайну интерьера?
Обязательно ли получать высшее образование?
Куда пойти учиться на дизайнера?
Всю жизнь мечтаю стать дизайнером интерьера, да не знаю как. Подскажи?
Как с нуля стать дизайнером?
Как выбрать курсы дизайна интерьера?
Нужно ли уметь хорошо рисовать, чтобы стать дизайнером?
Все эти вопросы мне часто задают в моем окружении и в социальных сетях. Поэтому я наконец решился раскрыть эту тему и написать статейку.
Кто я такой и почему я позволил себе написать о том как стать дизайнером интерьера.
Меня зовут Павел Герасимов. Я — дизайнер интерьеров и соруководитель мастерской Geometrium.
Несколько лет назад я задавался тем же вопросом, но никак не мог начать. Сколько себя помню, я всегда любил смотреть «Квартирный вопрос» на НТВ и мечтал стать дизайнером.
Когда, наконец, надоело мечтать, я пошел на курсы по дизайну интерьеров, но первая проблема, с которой я столкнулся, это то, что на них мы не изучали интерьеры. Мы рисовали линии, кружочки, красили разными цветами лист бумаги, и я искренне не понимал, как это буду применять в работе.
Мое терпение быстро закончилось, и я взял свой первый проект кафе-бара за «бесплатно». В процессе проекта возникало огромное количество вопросов. Я бегал к дизайнерам и архитекторам за советом и так, с их помощью закончил первый проект. В знак благодарности получил первые, вполне приличные, деньги от клиента.
Сейчас уже сделано около 15-20 больших и маленьких проектов. Я стремлюсь к командной работе и развитию нашей мастерской.
И так как вопрос «как стать дизайнером» для меня давно закрыт, я позволил себе поделиться своим опытом. Давайте поговорим о том, кто такой дизайнер интерьеров, что важно знать и чему нужно научиться.
На мой взгляд, дизайнер — это практик. Чем больше практики у дизайнера, тем грамотнее он. Очень важно экспериментировать, вникать в суть, в свойства материалов. Очень важно вникать в инженерные вещи и иметь представление о том, как воплотить то или иное решение в жизнь. Конечный результат дизайнера — не то, что он нарисует или придумает, а то, что он воплотит в жизнь. Каждый идет своим путем и, в итоге, становится профессионалам своего дела.
Как стать дизайнером интерьера — 4 пути развития
В процессе обучения и общения с настоящими дизайнерами, я определил 4 пути развития дизайнера с нуля.
Первый путь —профильное образование в институте в течение 4-6 лет
Наверное, это самый лучший и проверенный годами способ. В институте вы можете получить огромный багаж знаний. У вас будет время изучить каждую тему очень подробно. Эргономика, цвет, материалы и прочее.
Также из плюсов могу отметить, что образование можно получить бесплатно. Минус лишь в том, что придется потратить минимум 6 лет (на подготовку на поступление + обучение).
Еще минус в том (для кого-то минус, для кого-то это плюс), помимо реальной практики дизайна интерьера, огромное количество предметов, которые никак к дизайну не относятся, но на которые придется тратить время и сдавать зачеты.
Второй путь — курсы дизайна интерьеров
Плюсы: курсы рассчитаны на 1-2 года интенсивного обучения. Ничего лишнего — только профильные знания. Зачастую, это сокращенная и упрощенная программа института.
Минусы: зачастую, преподаватели в этих школах не имеют большого багажа практики (этот же минус встречается в институтах). Бывает так, что человек, обучившийся в институте, не реализуется, как практикующий дизайнер (не устроился на работу, не нашел клиентов самостоятельно), в этом случае ему ничего не остается делать, как передавать знания в этом же институте, либо в каком-то другом учебном заведении (например, курсы дизайна).
Цена на таких курсах начинается от 80 тыс. до 500 тыс. рублей и более (если брать полноценные годичные программы, а не «дизайн за 2 недели»).
ОТКРОЙ БЕСПЛАТНО ДОСТУП К 9 ВИДЕО-УРОКАМ
“БЫСТРЫЙ СПОСОБ СТАТЬ ВОСТРЕБОВАННЫМ ДИЗАЙНЕРОМ ИНТЕРЬЕРА”
Третий путь — учиться у дизайнера-практика
Можно устроиться в подмастерья, можно обращаться за советом, просить научить, и, в некоторых случаях, платить за них деньги.
Из плюсов: можно сразу же практиковаться под наставничеством дизайнера. Можно получить быстрые результаты без лишней теории. Только по существу и по делу.
Из минусов: бывает трудно и нелегко. Необходимо сразу вникать и быстро обучаться. Так как времени у профессионала своего дела обычно крайне мало.
бесплатный вебинар «Как получить практику Дизайнеру интерьера»
Четвертый путь — самообучение
Пожалуй, это самый долгий и трудный путь. Называю его «Все сам». Можно потратить годы, перелопатить кучу книг. Набивать шишки и исправлять свои ошибки. Крайне не рекомендую делать все самостоятельно. Лучше все же спросить совет «бывалого». Это сильно упростит вашу жизнь. Тем более, если вы хотите воплощать проекты на стройке.
Нужно ли уметь рисовать?
Конечно, желательно уметь, но это не обязательное условие. Умение рисовать помогает в развитии дизайнера, но это не является обязательным условием, как показывает практика. Я общался с профессиональными дизайнерами, которые рисуют так себе, но проекты у них очень достойные. Нет необходимости учиться рисовать, перед тем, как начинать учиться дизайну. В процессе можно развиваться в разных направлениях: рисовать от руки, проектировать в 3D max, sketch up, разрабатывать рабочие чертежи дизайн проекта. В наш век технологий умение рисовать становится вспомогательным навыком дизайнера.
Давайте подытожим. Любой путь, который вы выберете будет правильным. Важно помнить о том, что практика и теория — это разные вещи. Получать знания нужно, но так же важно закреплять их на практике. Делать, как можно больше проектов, обращаться за советами, до тех пор, пока не станут обращаться за советами к вам. И даже, когда начнут обращаться, продолжать консультироваться у авторитетных людей. Ведь дизайнер интерьера — это постоянный процесс развития.
Надеюсь, моя статейка была для вас полезна. Ставьте лайк! Если ваши друзья уже проели вам уши рассказами о том, как же он хочет стать дизайнером, сделайте репост — помогите человеку.
Разбор профессии: что должен знать и уметь дизайнер интерьера
Знания в сфере дизайна интерьера нужны как будущим профессионалам, так и пригодятся тем, кто самостоятельно хочет обустроить жильё. Мы попросили Art Glück School подготовить гид, который поможет сориентироваться в профессии, понять, что нужно изучать и сколько времени потребуется на то, чтобы стать специалистом.
Чем занимается дизайнер интерьера
Дизайнер интерьера занимается обустройством и планированием пространства для улучшения условий жизни человека. Профессия подразумевает весь процесс оформления интерьера: начиная с планирования помещения, освещения, систем вентиляции, акустики, отделки стен и заканчивая расстановкой мебели, текстильным дизайном и установкой навигационных знаков.
Кто может стать дизайнером интерьера
Дизайнером интерьера может стать каждый человек, обладающий творческим потенциалом. Для начальной подготовки за плечами желательно иметь художественную школу.
Что нужно знать
Специалист в области дизайна интерьера должен хорошо знать:
- основы теории и методы моделирования архитектурно‑дизайнерского проектирования;
- основы композиции, закономерности визуального восприятия;
- систему проектной и рабочей документации для строительства;
- современные строительные материалы, конструкции и технологии;
- актуальные средства развития и выражения архитектурного замысла (графические, макетные, компьютерные, вербальные, видео);
- традиции и современные стандарты проектной коммуникации.
Какие программы необходимо изучить
Графические программы для представления своих идей:
- Adobe Photoshop для создания коллажей на начальном этапе;
- 3DsMax, Sketchup для презентации финального решения интерьера для заказчика.
Программы для подачи рабочей документации:
- Revit, AutoCad, ArchiCad — любая из программ подходит для составления рабочей документации.
Что нужно уметь
Дизайнер интерьера должен уметь:
- обеспечивать решение актуальных социально‑экологических задач создания естественной, художественно выразительной и комфортной среды;
- выполнять проектную документацию на всех стадиях проектирования;
- разрабатывать проектные решения во взаимодействии со специалистами‑смежниками;
- выбирать и использовать современные строительные и отделочные материалы;
- выполнять дизайн‑проекты в соответствии с ГОСТами.
За какой срок можно стать дизайнером интерьера
Чтобы создавать интерьер для себя, будет достаточно пройти профильные курсы длительностью от полугода до года и изучить графические программы.
Чтобы стать профессионалом теоретические знания необходимо закреплять на практике. А в ней нет предела совершенству, так как настоящий профессионал не перестаёт развиваться в своей отрасли.
Art Glück School проводят курс «Визуализация интерьера в 3Ds Max + Corona renderer Base», на котором изучаются основные инструменты 3DsMax для правильной и эффективной работы в программе. По итогам занятий ученики создают свой первый проект. Курс можно пройти с нуля — для новичков проводят два дополнительных занятия, которые включены в стоимость.
Как стать крутым дизайнером и научиться работать с правками клиента
Руководитель образовательного направления «Нетологии» для дизайнеров рассказывает, как выбрать дизайн-профессию, подготовить портфолио и научиться работать с правками клиента.
Руководитель направления «Дизайн и UX» в онлайн‑университете «Нетология».
«Чтобы стать хорошим дизайнером, лучше не быть творческим человеком»
— Чем занимаются в «Нетологии» сотрудники образовательного направления «Дизайн и UX», которым вы руководите? Какие задачи конкретно у вас?
— Я работаю руководителем отдела дизайна. Создаю образовательные программы для людей, которые хотят стать дизайнерами разных направлений: веб‑дизайн, гейм‑дизайн, моушен и много других. Со мной эти программы делают ещё семь человек. Продюсеры — менеджеры проекта, они следят за общей канвой. Методисты общаются с экспертами и прорабатывают контент. Координаторы ведут студентов, которые проходят курс, отвечают на все вопросы.
— Сколько разных профессий сегодня объединяет слово дизайнер?
— В «Нетологии» мы пока выделяем четыре направления, на основе которых строим образовательные линейки. А в рамках этих направлений уже формируются разные профессии и более нишевые специализации.
- Продуктовый дизайн. Это создание интерфейсов, которые решают бизнес‑задачи. Мы учим исследовать, анализировать и находить визуальное решение, которое подойдёт бизнесу и решит потребности пользователя.
- Графический дизайн и коммуникации. Это работа с маркетингом: создание айдентики компании, рекламы, фирменного стиля. Здесь мы даём базу цифрового дизайна, но ещё рассказываем, как построить бренд, подобрать слоган, как упаковать массивы данных в инфографику.
- Моушен‑дизайн. Это графика в движении, работа с анимацией. Когда нужно оживить статичную графику и интегрировать её в видео, на сайт или в игру. Например, заменить фон видеоклипа или добавить в него летящую муху.
- Гейм‑дизайн. Описывает правила и особенности игр. Гейм‑дизайнеры практически продакт‑менеджеры в игровой индустрии, зачастую они контролируют весь процесс от идеи до реализации. Здесь мы учим создавать прототипы игр, шаблоны игровых интерфейсов, объясняем механику и сторителлинг.
Ещё есть кросс‑дисциплинарные профессии, например на стыке дизайна и программирования. Допустим, full‑stack‑дизайнер — это универсальный игрок. Он верстает страницы, разрабатывает дизайн.
Научиться можно любой из этих профессий. Всё зависит от самого человека: хочет ли он новых знаний или смотрит на курс как на волшебную пилюлю. Ведь задача образования — дать систему теории и практики, чтобы человек не бегал по разрозненным информационным каналам, где половина сведений основана на личном мнении, а не понимании запросов рынка.
— Каким был ваш путь к профессии дизайнера и этой работе?
— Я самоучка. Начал работать в этом направлении больше 10 лет назад. Тогда не было таких образовательных проектов, которые есть сейчас, особенно заочных. Может быть, в Москве что‑то было, но я тогда жил в Астрахани. Там реальность была чуть оторванной от мира. Интернет, конечно, был. И вот он меня сильно увлекал.
Мне казалось очень крутым, что в интернете можно получить так много информации, рассказать свои истории людям со всего мира.
Я начал изучать, как именно информация живёт в интернете. Так и пришёл к интерфейсным решениям — сайтам.
Параллельно я занимался организацией ивентов и должен был разбираться в рекламе: знать, как выделиться на фоне других, найти аудиторию. Так что я стал погружаться в разные графические аспекты и механизмы привлечения внимания. По сути, я брал то, что было сделано до меня, и адаптировал это под решение своей задачи. Важно избегать чистого листа и уметь работать с референсами. Многое уже придумали за нас.
Потом я пошёл на курс «Нетологии» по веб‑дизайну. Он был рассчитан на новичков, поэтому я знал больше, чем давал этот курс. Начал помогать с развитием этой образовательной ветки. Чтобы стать директором, мне понадобилось 4,5 года. Как видите, я начал студентом и прошёл все этапы.
«Дизайн требует эмпатии. Ты создаёшь продукт для людей, поэтому должен уметь погружаться в их проблемы и контекст»
— Какие навыки, не связанные непосредственно с дизайном, каждый день помогают вам в работе?
— Мне помогла дикая любознательность и любовь к тому, что я делаю. Я убеждён, что невозможно хорошо делать то, что тебе не нравится, и глубоко копать там, где неинтересно. Ещё коммуникабельность. Я открытый человек, не стесняюсь заводить разговор, ко мне тоже всегда можно подойти и пообщаться.
Дизайн — это сфера, которая требует большой эмпатии. Ты создаёшь продукт для людей, поэтому должен хорошо их чувствовать. Плохих и хороших людей не бывает, есть контекст, который на нас влияет. Дизайнеры должны это понимать практически на уровне психолога.
— Что важнее для успеха дизайнера: узкая специализация и отточенное мастерство в одной сфере или универсальные умения? Талант или опыт?
— Сейчас узких направлений практически нет, есть декомпозиции больших продуктовых веток. Но современный дизайнер — это чувак, который живёт всей сферой. Некоторые люди приходят в дизайн и думают, что сейчас научатся делать лендинги на Tilda и начнут зарабатывать бешеные деньги. А на самом деле это только начало. Нужно научиться работать с бизнесом и понять: ты трудишься на результат.
Дизайнер ведь прорабатывает очень много внутренних вопросов, чтобы прийти к внешней составляющей. Даже выбирая молоко в супермаркете, мы сначала считываем, как выглядят разные пачки. Берём ту, которая нам нравится, и только потом смотрим, сколько она стоит, какой состав. То, что нам не нравится внешне, мы, скорее всего, даже в руки не возьмём.
Дизайнер должен хорошо исследовать поле работы, понять, на что обратят внимание его пользователи, и составить правильную карту пути.
Я не верю в талант. Он слишком зависит от окружения и сил, которые в вас вкладывали родители ещё в детстве. Во взрослом возрасте тяжелее что‑то осваивать. В голове сначала включается ленивая обезьянка и только потом рациональная личность. Главное — начать. И максимально простым языком объяснять текущую задачу ленивой обезьянке у себя в голове. Когда начнёт получаться, что‑то щёлкнет и даже ваша ленивая часть начнёт кайфовать. Но до этого этапа доходят не все.
— Обязательно ли быть творческим человеком, чтобы стать хорошим дизайнером?
— Лучше вообще не быть творческим, чтобы стать хорошим дизайнером. Дизайнер — это в первую очередь проектировщик, а творческий акт больше для чувства красивого. Творческие люди всё время уходят в художника, который делится своим внутренним миром. А дизайнер — это другая история. Он работает в рамках бизнес задачи.
Чтобы стать хорошим дизайнером, нужно творчество приравнивать к пользовательскому результату. Важно иметь хороший вкус и находить креативные способы решения задач. И это всё можно оттачивать. Например, смотреть работы других дизайнеров или читать книгу и визуализировать образы. Нужно подходить ко всему с позиции анализа: почему сделано именно так, какой смысл в это заложен и как он помогает людям.
— Насколько легко переходить из одной дизайнерской профессии в другую? Например, начать веб‑дизайнером, перейти в UX‑дизайн, а потом создавать упаковку и рекламные макеты для брендов FMCG?
— Переходить из одной профессии в другую можно. Вопрос, скорее, в том, как развиваться: вертикально или горизонтально. Нужно стремиться быть профи в своей нише и хорошо понимать соседние. В основе любого направления лежит одна цель — проектирование пользовательского опыта и его визуализация. Для графических дизайнеров этот образ живёт в мире маркетинга. Для продуктовых — в мире бизнеса. Моушен живёт в видео, а геймдизайн — в сфере игр. Нужно понимать, что, если ты крутой моушен‑дизайнер, но терпеть не можешь компьютерные игры, вряд ли ты станешь классным геймдизайнером.
Но дизайнерам часто нужно брать инструменты из соседних сфер. Например, продуктовый дизайнер понимает, что статичным изображением его пользователей не удивить, и идёт ресёрчить в 3D и моушен, берёт что‑то для своего продукта. В любом случае чем дольше ты в дизайне, тем большего количества сфер ты успеваешь коснуться.
— Без чего невозможно представить ваше рабочее место? Какие гаджеты вам необходимы?
— Нужен ноутбук с хорошей матрицей. Если есть деньги, можно купить софт для работы. Нет — не страшно, есть бесплатные решения. Остальное — это вопрос удобства каждого человека. Одним нужна мышка, другие любят работать на планшете, третьим требуется гигантский монитор или клавиатура особенного цвета.
— Чем ASUS VivoBook S15 качественно отличается от вашего предыдущего ноутбука? Для вас, как для дизайнера, важен его внешний вид?
— Он лёгкий, его удобно таскать повсюду с собой. При этом базовые задачи по созданию интерфейсов он закрывает. Хорошее качество экрана, отзывчивый и удобный трекпад, операционная система работает быстро — памяти хватает. А, и ещё у него есть важное ценовое преимущество. В рамках этого бюджета у него хорошее соотношение параметров, без явной переплаты за бренд.
Внешний вид важен отчасти. Не столько цвет, сколько фактура. Мне, например, нужно, чтобы ноут был приятным на ощупь: менее глянцевым, более матовым, шероховатым. И чтобы клавиатура меня не бесила сложностью считывания. У Asus клавиатура имеет хороший ход и считывание. Я бы ещё сделал её темнее.
— Есть мнение, что ноутбуки для дизайнеров — это всегда компромисс между большим дисплеем и портативностью, производительностью и размерами. Что, с этой точки зрения, представляет собой ASUS VivoBook S15?
— У каждого своя зона комфорта по диагонали. Я могу спокойно работать и на ноутбуке. Для меня суперкомфортная диагональ — 15 дюймов. Если есть какая‑то большая задача, которая требует точности и концентрации, лучше подключить монитор. Ноут — это больше история про то, что можно работать в любом месте и носить его с собой.
К дисплею ASUS VivoBook S15 у меня нет никаких претензий. У него хорошая матрица и показатели, его хватит для решения большинства базовых дизайнерских задач без захода в истории, где нужна тонкая работа с цветом. Особенно если учесть бюджетную стоимость — это очень хорошее соотношение цены и качества.
— Для многих дизайнеров мышка — инструмент более удобный, чем тачпад. Чем вы пользуетесь обычно? И насколько удобной для вас оказалась работа с интеллектуальным тачпадом ScreenPad 2.0?
— Я стараюсь работать с тачпадом. Мышку не люблю таскать с собой. Обычно подключаю её для более тонкой работы, где тачпадом будет пользоваться не так удобно. Плюс у тачпада есть свои плюшки: быстрое свёртывание страниц, горячие клавиши. Для менеджерской работы его хватает. Мышку привлекаю для более серьёзных задач.
ScreenPad 2.0 — хорошая задумка, что‑то свежее на массовом рынке. Позволяет быстро переключаться на другие задачи или запустить окно мессенджера, где ты не будешь отвечать, но тебе нужно видеть, о чём идёт речь. Это прикольно.
«Финальный результат и количество правок нужно обговаривать заранее»
— Как реагирует на правки клиента хороший дизайнер? Когда можно и нужно настаивать на своём?
— В первую очередь нужно разобраться в одном моменте: ты дизайнер из крупной компании или фрилансер.
Дизайнер из компании знает бизнес и понимает, к чему его приведёт какое‑то визуальное решение. Он должен уметь обосновывать, почему нужно сделать именно так, что это принесёт компании. Фрилансер работает с бизнесом. Зачастую у него нет времени разбираться во всех тонкостях компании. Поэтому ему может быть полезно прислушаться к клиенту, который знает этот бизнес лучше. Если от решения отказываются, нужно обсуждать и объяснять, почему предпочтительно будет сделать именно так.
Если ты позволяешь себя продавливать и подвергать сомнению свои скилы как специалиста — это плохо.
Один вариант — ты сделал проект на коленке, думал, что прокатит, но нет. Второй — этот клиент просто тебе не по зубам. Хороший дизайнер должен заранее обговорить количество правок и финальный результат. Всегда нужно искать коммуникационный компромисс. Бизнес дал комментарии, которые тебе не понравились, но зато после них заказчик остался доволен. Значит, ты закрыл его потребность, а для этого он тебя и нанимал.
— Какие проверенные личным опытом советы вы могли бы дать новичкам в дизайне, мечтающим о крутом портфолио, но не имеющим пока классных заказчиков?
— Это очень просто. Если нет заказчиков — не нужно тратить 100% времени на их поиск. Заходишь на любой известный сайт и делаешь ребрендинг выбранного продукта. Описываешь свой подход, вижн и выкладываешь, например, на Behance. Такие вещи могут сработать круче, чем реальный кейс. Они могут запустить «сарафан», и все в комьюнити будут говорить, что какой‑то новичок замахнулся на ребрендинг Mercedes.
Нужно развивать личный бренд. Можно долго рассказывать на районе, что ты дизайнер, но если Google не знает твоего имени, то тебя как будто и не существует. Надо найти соцсеть, где тусуются люди из твоей сферы, и заниматься селф‑менеджментом. Твой аккаунт в соцсетях — это то, каким тебя будут знать много людей. Они могут знать весёлого парня с вечеринок, а могут знать профессионала. Нужно ходить на дизайнерские тусовки, знакомиться, перелопачивать интернет, и главное — не ждать, а делать.